Каково будущее: репрессии, распад, эволюция?
Каково будущее путинизма: репрессии, распад, эволюция?
Распечатать
Послать другу
Ваш комментарий (5)
Поделиться в социальной сети
Мультимедиа
Звук
Время политики
слушать
Добавить в список
Размер шрифта
Михаил Соколов
Опубликовано 09.07.2012 22:00
М
ихаил Соколов: Конференция "Россия: политический и экономический сценарий поствыборной эпохи", которую проводит Фонд Эберта и Владимир Рыжков, проходила в Барнауле уже в 19 раз. Политологи и экономисты пытаются нащупать основное направление вектора развития страны, на который влияет ожидание удара по сырьевой российской экономике второй волны мирового кризиса и массовые протесты, спровоцированные фальсификацией властями думских выборов, а также репрессии против антипутинской оппозиции.
Обещанная модернизация политической системы России превращается в ее имитацию: выборности членов Совета федерации не будет, регистрация множества партий является для власти лишь способом создания массы спойлеров, а якобы прямые выборы губернаторов ограничены фильтрами.
Не все так просто, утверждает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, Кремль ищет выход из конфликта с политической оппозицией в сделке с еще недавно им же униженными региональными элитами.
Алексей Макаркин: Региональные и местные выборы, которые пройдут в этом октябре, они уже пройдут в принципиально иных условиях в сравнении с тем, что было раньше. Некоторые неожиданности там могут произойти, а революционные изменения вряд ли возможны. Власть чувствует, что период наибольшего благоприятствования для нее закончился и, следовательно, надо отменить некоторые шаги, пересмотреть некоторые решения, которые были приняты в тот момент, когда ситуация для власти складывалась максимально благоприятно.
То есть власть изменяет правила игры в зависимости от конкретной ситуации, что для нее представляется возможным, выгодным или невыгодным в тот или иной момент. Причем, частично происходит возвращение к тем способам, которые властью в свое время были апробированы. То есть на самом деле не очень много принципиально новых вещей.
Возвращение к партийному многообразию, в каждом регионе будет своя ситуация, но возможны такие регионы, где у "Единой России" будет слабый результат, там запустят какую-нибудь партию рабочих, и она сможет стать союзником "Единой России", образуя вместе с ней большинство.
Второе – это ставка на одномандитников. Одномандатник, причем одномандатник, который идет от партии власти официально, и одномандатник, который может идти от каких-нибудь союзнических партий, и одномандатник, который идет формально независимый, он может войти в это будущее большинство.
В-третьих, это частичный союз с региональными элитами. Вообще с региональными элитами у Кремля отношения были противоречивые. Достаточно вспомнить, что в 2000 году, когда начиналось строительство административной вертикали, то именно по региональным элитам был нанесен определенный удар достаточно серьезный с переформированием Совета федерации, который перестал быть губернаторским клубом. Следующий удар, еще более сильный, был нанесен в 2004 году, когда были отменены выборы глав регионов.
Сейчас главное, что для власти политическая оппозиция выглядит куда более серьезным оппонентом, чем регионы. Здесь мнение властей и региональных элит оказались близки. Большинству региональных элит тоже не нужна оппозиция, большинство региональных элит тоже воспринимают оппозицию как угрозу для себя, для своих интересов. Они уже интегрировались в "Единую Россию", они внутри договорились, и они не хотят больших изменений. Поэтому есть возможность на этой основе договориться.
И наверное, такой второстепенный момент, что изменился характер региональных элит. Оттуда ушли какие-то амбициозные фигуры, которые имели общенациональные, федеральные перспективы. Нет Лужкова, Шаймиева, Рахимова. А те фигуры, которые их сменили, они уже поднялись в иной ситуации, уже поднялись в нулевые годы, и поэтому они не рассматриваются властью на сегодняшний момент как серьезные оппоненты. Вот этот союз с регионалами нашел свое отражение в понятии муниципального фильтра.
У нас его чаще всего рассматривают только с одной стороны – как препятствие для оппозиции. Препятствие удобное для Кремля, потому что отсекать оппозицию станут на региональном уровне, а как бы федеральный центр здесь оказывается ни причем. По сравнению с первоначально планировавшимся президентским фильтром, когда президент принимал на себя политическую ответственность за возможные непопулярные решения, за недопущения оппозиционного кандидата, муниципальный фильтр выглядит вполне приемлемым.
Можно сослаться на опыт Франции, но у нас обычно, когда говорят о зарубежном опыте, ограничиваются одной фразой, что и во Франции такая же ситуация. Но во Франции такая ситуация только на президентских выборах и нужно получить поддержку одного процента представителей элиты. У нас при самом оптимальном сценарии это 5%, а большинство регионов, не сомневаюсь, установили максимальную планку в 10%.
У муниципального фильтра есть еще одна составляющая – это возможность для региональных элит не допускать неприятных для этих элит фигур. Если кто-то захочет провести своего главу региона, ему надо договариваться с региональными элитами, чтобы кандидат Кремля смог собрать эти подписи. Это невозможно делать в одностороннем порядке, значит должна быть улица с двусторонним движением.
И второй момент, который можно рассматривать как сигнал региональным элитам - это изменение порядка формирования Совета федерации. Регионалы были весьма недовольны тем, что Совет федерации заполнен исключительно или почти исключительно федеральными фигурами, которых подбирают на федеральном же уровне. Предпоследние изменения, которые были внесены в законодательство, что может быть членом Совета федерации только региональный или муниципальный депутат в данном регионе. Они обходились очень легко, то есть человек проводился где-нибудь в каком-нибудь "гнилом местечке" ( как назывались такие округа в Англии в XVIII – первой половине XIX столетия), в случае Валентины Ивановны Матвиенко, и необязательно было всерьез заниматься проблемами этого региона.
Комментарии
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24640643.html