ПОЛИТИЧЕСКАЯ СМЕНА?
Начало
На «Селигер» я попал по недобору: на так называемую политическую смену от Петербурга требовалось 400 участников, но за несколько дней до отправления желающих не набралось и сотни. Мне позвонил товарищ, связанный с небезызвестной партией, и попросил выручить. Я согласился. Он тоже поехал на форум.
На «Селигере» власть пытается воспитать физически крепких и политически верных бойцов. Но далеко не все «лагерники» хотят в эту армию. Наш специальный корреспондент в течение недели был одним из участников «политической смены».
Быт и распорядок
Жизнь в лагере – строго регламентирована. Подъем в 8 утра под государственный гимн Российской Федерации, через полчаса – утреннее построение, потом завтрак и - на лекции. Лекции идут с 10 утра до 19 вечера с перерывом на обед. От посещения их освобождены только дежурные. Они назначаются на день и отвечают за еду и поддержание костра. Особая их функция – охрана лагеря.
Свободное время на форуме начинается после окончания лекций. Почти в каждой группе есть гитара и отовсюду слышатся песни: Шахрин, Шевчук, Кипелов. Те, кто не желает сидеть у палаток, отправляются на пляж или в местный бар. Выбор развлечений разнообразен: есть тир, есть бойцовский клуб, есть, в конце, концов, библиотека. Правда, последняя чаще пустует.
В 21:30 народ собирается у главной сцены на вечернее построение, где ведущие подводят итоги дня. Здесь же предоставляется слово участникам, желающим выступить с какой-либо инициативой. После вновь наступает свободное время. Оно идет до часу ночи, затем все обязаны лечь спать, иначе случится страшное – тебе обрежут бейджик.
Утро начинается с построения. Перед главной сценой собираются все 4 000 участников. Публику разогревает «патриотическая» музыка – Бурановские бабушки, группа «Челси». Появление ведущего встречают бурными аплодисментами.
- Доброе утро, «Селигер»! – он приветственно вскидывает руки.
Ведущий еще раз разъясняет правила форума: никакого алкоголя, запрет на выход с территории, вся деятельность – по расписанию. После этого дается старт утреннему кроссу – 5 километров.
- Для тех, кто не может пробежать 5 километров, у нас утренняя зарядка, - объявляет ведущий.
Я бегу. Вместе со мной - подавляющая часть форумчан. Все стремятся показать, что 5 км им по силам. После пробежки – завтрак. Питание «Селигеру» поставляет фирма «Конкорд». На протяжении семи дней нас в основном кормили картошкой и макаронами, но никто в претензии не был – походные условия располагают, да и пища оказалась вполне пригодной, несмотря на неоднозначную славу компании Евгения Пригожина.
Во время завтрака из развешанных по деревьям динамиков доносится: «Уважаемые участники форума, до начала образовательной программы остается 15 минут!» Когда в следующий раз объявляют «10», мы покидаем лагерь и идем на лекцию. Тема – «Гражданские кампании». Ведущий - штатный преподаватель лагеря Владислав Воронков.
Но вот снова звучит объявление о скором начале лекции, и толпа устремляется в шатер внимать. Лектором оказывается полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских.
Зал забивается людьми до отказа. Те, кому не хватило стульев, сидят на полу. Холманских приходит с небольшим опозданием и начинает с места в карьер:
- Сразу хочу сказать, что я никогда не читал лекций и не испытываю от этого особенного удовольствия (зал переглянулся). Но не Боги горшки обжигают. Мне предложили рассказать про социальные лифты, так что поехали. Итак, как в России становятся политическими лидерами? У нас к социальному лифту относятся, как к манне небесной. Но она не сваливается просто так. В первую очередь, чтобы подняться на социальном лифте, нужно быть профессионалом: все взлеты обусловлены предыдущей деятельностью человека. И, конечно, выбору рода деятельности предшествует образовательный этап. Принято считать, что для достижения успеха нужно получить высшее образование, однако на самом деле это не так: высшее образование - слишком дорогое благо.
- Но кто нас кормить то будет? – продолжал Холманских. – Главное, что у нас есть – это заводы и фабрики, агропредприятия. Конечно, все, что я говорю, не значит, что я хочу отговорить вас от получения высшего образования. Конечно, нет. Но при выборе профессии - не стремитесь в кондиционированный офис. Путин сказал, что нам нужно 25 млн. новых рабочих мест. Я думаю, там ваше будущее.
И когда Навальный говорит, что надо бороться с коррупцией и надо принимать такие законы, чтобы люди не шли на государственную службу, чтобы воровать - хочется сказать: «Это бред!» Ведь дело в менталитете. Надо его менять. Я хочу еще, чтобы новые люди запомнили выражение «любить-платить». Ко мне приходят знакомые, у которых дети – школьники и жалуются: «Вот учитель с нас денег требует!» Да и правильно требует! Куда ему со своей нищей зарплатой без поборов жить? А Вы, если хотите достойных знаний, платить должны. Я такими вижу людей будущего.
На самом деле, не было никакого единого «Селигера» - было два лагеря: люди официоза и просто люди. Одни конспектировали лекции, другие слушали и давали оценку; одни ходили драться в «Бойцовский клуб имени Путина», другие посвящали свободное время шахматам и чтению. И они сопротивлялись друг другу.
Для кого-то, к моему удивлению, эти слова стали откровением. Аполитичная часть «Селигера», «приехавшая хорошо провести время», будто получила новый сигнал, произошел разрыв шаблона. Собственно говоря, эти разрывы происходили постоянно. Оппозиция удивлялась тому, что не все «Наши» - зомбированные агенты Кремля, а «Наши» удивлялись, что не вся оппозиция поддерживает Навального. Недели оказалось недостаточно, чтобы полностью разобраться в позиции друг друга, понять чаяния другой стороны. А потому и дискуссия не очень получалась
«Селигер» показал – мы слишком плохо друг друга знаем.
(Новая Газета)
Комментарии