Как азербайджанцы поделили Москву
На модерации
Отложенный
На днях в столице России начался процесс монтажа киноальманаха «Баку, я люблю тебя!» Почему в Москве, а не в том же Баку? Сопродюсер картины Егор Кончаловский – москвич. Руководитель проекта, дочь президента Азербайджана Лейла Алиева, тоже живет в основном в Москве. Да и вообще, в российской столице азербайджанцы не просто чувствуют себя как дома. Для многих из них Москва уже давно – родной дом.
Баранина не пахнет
– Знаешь, сколько нас в Москве-Подмосковье? Еще в 95-м году было 800 тысяч. В 2006-м – уже 1 миллион 600. Сейчас еще больше. Правда, это с учетом детей от смешанных браков. У азербайджанцев национальность определяется по отцу. – Рустам уже лет 20, как живет в Москве, а работает в «Баку». Ресторане. Он тут сейчас управляющий.
– Наш ресторан, – говорит, – правопреемник того самого ресторана «Баку» на Тверской, в котором в прежние времена считал священным долгом потратить все свои некровно заработанные деньги каждый уважающий себя советский цеховик.
В меню – бакинские овощи, шашлык из корейки ягненка, плов с бараниной, ассорти кавказских сыров и прочие шедевры закавказской кухни. Кстати, не так чтобы запредельно дорого. У входа за столиком сидят пожилые азербайджанцы, обсуждают за бутылкой вина что-то свое. На летней веранде, стилизованной под корабль, публика поинтернациональней гуляет под свиной шашлык и водку.
– Вынужден констатировать, что азербайджанская кухня адаптировалась под российского потребителя, – поясняет Рустам. – Русские, москвичи, не понимают, что лучшим мясом всегда была и остается баранина, поскольку баран – единственное животное, которое во время забоя не выделяет в свое тело смертельного яда. Русские думают, что баранина воняет. На самом деле воняют жирохвост и меринос – северные породы овец, у которых жир распределен по всему телу. А правильная баранина, от которой получаешь неземное удовольствие, – это от курдючной овцы, которая водится к югу от Дагестана. Ей лишний жир не нужен, только кости, мясо и кожа. Весь жир и соответственно весь запах у нее оседает на заднице, в курдюке.
Кстати, – продолжает управляющий «Баку», – именно курдючный жир, который мешает баранине стать излюбленным блюдом россиян, может быть отличным дополнением к гарниру. Если отварную молодую картошечку смазать курдючным салом или насадить ее на шампур, чередуя с жиром, – гастрономическое блаженство я гарантирую.
Московский «Баку»
Не пахнет не только правильная баранина, но и, как известно, деньги.
Когда Людмиле Седовой, гендиректору киноконцертного комплекса «Баку», в здании которого обосновался одноименный ресторан, нужны были средства на ремонт кинотеатра, азербайджанская диаспора помогла найти спонсоров. И теперь тут регулярно проводит мероприятия Лейла Алиева, выступает ее муж, певец Эмин Агаларов, или его земляки, проходят всякие национальные встречи. Даже московское отделение Всероссийского азербайджанского конгресса (ВАК) расположено именно в кинотеатре. Не зря еще с советских времен в фойе здания висит ковер с изображением средневекового поэта Низами. Но когда речь идет о деньгах, начинается проза.
Людмилу Седову я застал не только в кабинете, но и в слезах.
– Мы – единственное учреждение культуры в районе, где постоянно проходят различные творческие вечера, фестивали, сеансы для пенсионеров и многодетных. Точнее, – поправляется, – проходили. Театр оперетты закрыт с 1 мая, детский центр «Бегемотик» – с 1 июня, а сейчас речь идет вообще о закрытии всего здания. Я даже Путину письмо отправила. Но ответа до сих пор нет.
«В 2007 году бывший мэр Лужков передал кинотеатр в аренду азербайджанской диаспоре на 15 лет, – написала Седова в обращении к президенту. – Постепенно отношения стали меняться. В настоящее время у нас 10 субарендаторов. Сдано все, что возможно сдать: и внутри здания, и снаружи в виде пристроек. Даже под сценой большого зрительного зала открыт ночной клуб… Везде, во всех пристройках ночуют люди, даже под лестницей… Тряпками уже торговали прямо при входе в кинотеатр… В мечтах у них – сделать из кинотеатра торгово-развлекательный центр… В префектуре заместитель префекта Измайлов, в полиции был Султанов, сейчас Зарипов. Они очень хорошо помогают своим соотечественникам решать проблемы».
Седова рассказывает, как арендаторы незаконно соорудили 2000 квадратных метров пристроек, за которые не хотят платить аренду, как ее избили прямо на рабочем месте, а полиция отказалась дать следствию ход. Но у Путина женщина просит не за себя, а за весь «Баку» – чтобы был расторгнут договор аренды кинотеатра с азербайджанцами.
По документам всеми делами в кинотеатре заправляет ООО «Киноконцертный комплекс «Баку», созданное за пять лет до подписания договора аренды. За ним стояли другие ООО – «Альянс» и «Премьерс-плюс», у которых пять учредителей, в том числе Гасан Ризаев, сын бывшего посла Азербайджана в России, и Ильгар Гаджиев, глава столичного отделения ВАК, главный азербайджанец Москвы.
К сожалению, в момент написания материала Ильгара Гаджиева в Москве не оказалось.
– Вместо него отделением руковожу я, – сообщил его помощник Рагим. – Но я ничего ни о чем не знаю и ничего ни о чем сказать не могу.
Азербайджанцы вообще гордятся тем, что они предпочитают больше делать, чем говорить.
Послали на 4 буквы
По данным полиции и миграционщиков, в Москве азербайджанцы облюбовали районы Чертаново, Бирюлево, Дегунино, Отрадное, Преображенское, Измайлово, Богородское, Вешняки. А окрестности упомянутого кинотеатра «Баку» в столичном районе Аэропорт вообще их культурно-административный центр. И киноконцертный комплекс здесь, и ресторан, и штаб-квартира московской диаспоры, и Ленинградский рынок, который впору назвать Азербайджанским.
– Мы, по сути, стали заложниками четырех букв – «БАКУ», – считает активист совета жителей района Надежда Фролова. – До появления кинотеатра с этим названием азербайджанцев тут и не было никогда. Грузины, да, появлялись – тут недалеко могила Багратиона, а азербайджанцы только с началом перестройки стали обживаться. И теперь ведут себя вызывающе, говорят, что они тут хозяева. А мы это терпим. Я как-то на рынке встретила такого хозяина, все продавцы перед ним кланялись. Подошла, спрашиваю: «Когда вы отсюда уедете?» Он смеется: «Скоро. Я уже столько здесь заработал, что не только моим детям, но и внукам хватит».
Обманул, не уехал.
В бытность свою префектом Олег Митволь, говорят, пытался навести в округе порядок: очистить его от восточных базаров и вернуть кинотеатр городу. Получилось не очень.
– Моего помощника, заместителя начальника оперативного управления префектуры Северного округа Илью Гамбашидзе, тогда попытались похитить лжемилиционеры, он прямо в наручниках от нападавших убежал. Преступников было трое. Одного безработного азербайджанца, Натига Гаджиева, задержали сразу, потом нашли труп второго… В общем, – резюмирует Митволь, – там все серьезно. Примерно в то же время застрелили и директора Ленинградского рынка Сергея Осипова. Он приехал с Сахалина, а у меня была информация, что реально рынок контролировали этнические группы из маленькой, но гордой республики. Убийцу Осипова, кстати, так и не нашли.
– Одно время десантники тоже пытались установить на рынке свои порядки, – вспоминает Надежда Фролова, – но даже они были вынуждены отступить.
С ними шутить опасно
– Мне показали яму, в которой меня хотели похоронить, – вспоминает бывший директор другого столичного рынка. Прошло уже несколько лет, а он до сих пор просит не называть его имя. – У меня на рынке азербайджанцы цветами торговали, но, как оказалось, не только цветами. Наркотики там были. Я, как узнал, азербайджанцев сразу убрал. Тогда меня вывезли за кольцевую и показали мою будущую могилу. Так бы я сейчас и лежал в земле, если бы знакомый азербайджанец не заступился за меня. Но торговцев пришлось вернуть. С ними шутить опасно. В милиции тогда сказали: «Хочешь жить – слушайся, а мы не поможем, нашему начальству они уже заплатили».
Сейчас этот человек входит в Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Считает, что, если бы не посредники-азербайджанцы, цены на сельхозпродукцию на рынках упали бы в 2–3 раза:
– Они ведь продукцию в основном у нас, фермеров, берут. Картошку, например, можно закупать по 8, а продавать по 12–15, а не по 30 рублей. Зелень вообще можно сделать дешевле втрое. Но они ведь не только рынки захватили, но даже ярмарки выходного дня. Через торговые точки отмываются деньги от наркоты, от проституции и идут потом в Азербайджан. Вряд ли чиновники на местах об этом не знают.
С 1 июля треть московских рынков была закрыта. Азербайджанские остались: одни обещают открыть после реконструкции, другие не закрывались вовсе.
Двери Ленинградского рынка тоже открыты: бакинские помидоры здесь продают в соседней палатке с болгарскими унитазами. Онищенко отдыхает. Миграционная служба тоже.
– Москва большая, – улыбается торговец Надир. – Место для торговли мы всегда найдем.
Хозяева Тверской и не только
Среди московских азербайджанцев есть и юристы, и ученые, и художники, и режиссеры, но приезжие оседают, конечно, в основном на рынках. Не только на Дорогомиловском, который считается главным азербайджанским рынком столицы, но и по всему городу.
– Думаешь, так просто тут стоять торговать. За такие деньги ни один русский не пойдет, – говорит Надир, но о зарплате говорить почему-то не хочет. – С пяти утра на ногах и до ночи. Но мы, азербайджанцы, это умеем. Пока армяне говорят, мы работаем. Посмотри, какие фрукты.
Самый главный «фрукт» диаспоры – миллиардер Арас Агаларов. В Москве с начала 80-х. В его бизнес-империи – многофункциональный комплекс «Крокус Сити», сеть гипермаркетов «Твой дом», жилые комплексы, рестораны и бутики. В его семье – невестка Лейла Алиева, дочь нынешнего президента Азербайджана и внучка прошлого. В его персонале – земляки из Баку, откуда сам Агаларов родом. В его активе – ежегодные взносы во Всероссийский азербайджанский конгресс. Агаларов – главный спонсор диаспоры и в Москве, и в России.
Административный ресурс – в руках другого видного уроженца Закавказья, Ильхама Рагимова, преуспевающего бизнесмена, одного из руководителей ВАК и однокурсника Владимира Путина.
После скандалов с контрабандой и неуплатой налогов остался на плаву экс-хозяин Черкизона Тельман Исмаилов. Его брат Фазиль служит заместителем префекта в Северном административном округе (там, где кинотеатр «Баку»).
Год Нисанов заправляет торговым центром «Европейский». Его деловой партнер Зарах Илиев вообще стал еще и хозяином «Моcквы», торгового комплекса в Люблино. Оба приобрели часть «Москва-Сити» а сейчас занимаются еще и реконструкцией ВВЦ, где, кстати, единственный частный дом (целый замок) принадлежит мультимиллионеру из того же Азербайджана Якову Якубову. Якубова называют еще «властелином Тверской»: по данным экспертов, на главной торговой улице Москвы ему принадлежит каждый пятый квадратный метр, так что гастроном «Елисеевский» на самом деле вполне себе азербайджанский. Тот же Якубов владеет торговым домом «Москвичка» на Новом Арбате и еще много чем.
Если в 90-х азербайджанских бизнесменов в Москве регулярно отстреливали, то сейчас ситуация устаканилась. Бывают, конечно, разборки по мелочам, когда кто-то по незнанию встанет без разрешения за прилавок, но в основном все рынки уже поделены между своими. Теперь азербайджанцы пытаются отойти от имиджа торгашей. На их деньги в Москве построена станция метро «Мякинино» и детский сад. Они регулярно проводят благотворительные мероприятия, а в жару, например, бесплатно разносят пенсионерам вентиляторы. Недавно вот собирали гуманитарную помощь для затопленного Крымска.
Без всякой шумихи и рекламы, что делает им честь.
К Москве они уже относятся не как к городу, где можно срубить денег и свалить, а как к месту, где живут сами. Но, если и подают в ресторанах свиной кебаб, втайне мечтают, что москвичи все же поймут толк в правильной курдючной баранине.
Историческая справка
От рынка к рынку
Азербайджанские купцы появились в Москве еще в XV веке, правда, долгое время их путали с единоверцами-персами. На рубеже XIX – XX веков, после начала разработок каспийской нефти, стала расти и роль их московской общины – в городе расцвели азербайджанские фирмы по торговле керосином и мазутом.
В советское время, помимо работников нефтепрома, в столице появилось много азербайджанских адвокатов, милиционеров и художников. После распада Союза большинство приезжих осели в сфере рыночной торговли. История замкнулась.
Ролдугин Олег
Комментарии
И по составу , и по духу.....
(((