“Фашизм — это ложь, изрекаемая бандитами”

На модерации Отложенный

© Эрнест Хемингуэй

 

Анализ сущности белорусского режима не является вопросом чисто теоретическим, который стоило бы отдать на откуп политологам и ограничить обсуждение академической средой. «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория», как сказал Альберт Эйнштейн. Только чёткое понимание того, с чем мы имеем дело, позволит правильно оценивать происходящее, планировать действия и надеяться на успех.

При определении нашей позиции по отношению к выборам, а именно бойкота, обоснованием послужила оценка информационно-аналитической службы СНВ РБ, нашедшая отражение в п.8 «Обращения»: «Режим продолжает толкать белорусское общество к рубежу перерастания холодной гражданской войны в стадию прямого и открытого противостояния, уверенно встает на путь установления в стране фашистской диктатуры». Мы считаем необходимым обосновать и разъяснить этот тезис нашим сторонникам, гражданам страны. Четкое понимание каждым сущности режима позволяет прямо и однозначно ответить на ряд вопросов, которые волнуют общество.

Анализ сущности режима, построенного Лукашенко в Беларуси, стоит начать с его же слов: «История Германии – это слепок истории  в какой-то степени  Беларуси на определенных этапах. В свое время Германия была поднята из руин благодаря очень жесткой власти. Не все только было плохое связано в Германии с известным Адольфом Гитлером…  Гитлер сформировал мощную Германию благодаря сильной президентской власти. Немецкий порядок формировался веками, при Гитлере это формирование достигло наивысшей точки. Это то, что соответствует нашему пониманию президентской республики и роли в ней президента».

Эти слова сказаны тогда ещё молодым и пока ещё законным президентом в интервью корреспонденту немецкой газеты «Handelsblatt» в ноябре 1995 года. Лукашенко сказал то что думал, а далее просто строил государство в соответствии с теми уроками, которые он извлек из истории.

По мнению белорусского политического аналитика Александра Федуты, «очень часто о своих будущих планах Лукашенко вначале “проговаривается”, как бы нечаянно выдавая намерение, которое хочет реализовать в ближайшем будущем… Никакой ошибки не было. Лукашенко иногда только делает вид, что он “простодушный сельский парень”, который по своей политической неопытности допускает публичные оплошности. Слова о Гитлере адресованы не тем, кто возмутится, и уж тем более не тем, кто увидит в них оговорку. Похвала Гитлеру рассчитана на тех, кто будет аплодировать высказанным идеям, на тех, кто надеется, что только “сильная рука” их президента, вождя, фюрера, дуче обеспечит и порядок, и минимальное благополучие» (Федута А., Лукашенко. Политическая биография. М.: Референдум, 2005. С. 378, 380.)

Несмотря на огромное количество посвящённой всевозможным аспектам фашизма литературы найти чёткое определение, позволяющее объективно рассмотреть вопрос, очень непросто. Именно с этой целью мы перевели статью д-ра Лоуренса Бритта, политолога, который занимался изучением фашистских режимов ХХ века, напечатанную в Free Inquiry magazine, Spring 2003, р.20 , с целью использования ее как источника, содержащего формализованные признаки любого фашистского режима.

2. Пренебрежение соблюдением прав человека. 
6. Контроль за средствами массовой информации. 
12. Навязчивая идея преступления и наказания. 
14. Мошеннические выборы. 

Рассматривая эти отличительные черты фашизма, возникает ощущение, что ничего писать даже не нужно — настолько очевидно их соответствие основам построения белорусского государства для тех, кто хоть отдаленно знаком с ситуацией в стране. Поэтому мы даже не стали уделять им внимание, дабы не оскорблять читателя подозрением в невежестве.

1. Мощные и постоянные проявления национализма.
Национализм режима Лукашенко – это национализм нетипичный, несколько извращённый, в каком-то смысле «родо-племенной», но, всё же, именно национализм. Это национализм БССР на русском языке, а не белорусского народа. Собственно, нация в модели мира, которую предлагают нам ЗАО «Лукашенко и сыновья», возникла с образованием БССР, а всё, что было до этого, соотносится с современным народом Беларуси как питекантроп с современным человеком. Вроде, как и предок, но всё же не совсем человек. Ярко выраженный, хоть и извращенный национализм режима отмечает и Суздальцев: «Все идеологические посылы А. Лукашенко словно списаны из фильма его детства «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен»: “Ребята, вы хозяева лагеря…”, и основаны на мотивах государственного национализма».

Запугивание ужасами русского капитализма, русофобия, байки про “злобных поляков”, стремящихся перенести межгосударственную границу под Минск, давление на всё белорусское (литвинское, не БССР-овское) легко объяснимы – ведь с точки зрения государственной идеологии все это чуждо той антиутопии, которую Лукашенко пытается построить. Наше государство в нынешнем виде следовало бы называть не Республика Беларусь, а просто — Совбелия. Лукашенко любит быть во всем оригиналом, но до переименования страны он пока еще не добрался. Пока.

Трудно не согласиться с мнением Валерия Карбалевича по данному вопросу: «…Лукашенко сформулировал все основные составляющие национализма: национальную исключительность, исторические мифы, идентификация врагов, от которых исходят угрозы нации… Из контекста доклада создается впечатление, что победу в войне одержал не СССР, а белорусский народ. Ностальгия по Советскому Союзу исчезла. Таким образом, подвиг народа в борьбе с фашизмом перестает быть частью советского мифа, а превращается в национальную белорусскую историческую мифологему, один из фундаментов национальной идеологии. Вторым фундаментом идеологии нашей государственности является созданная Лукашенко так называемая “белорусская модель развития” — новая национальная антиутопия. Благодаря этой модели, по мнению президента, Беларусь выдвинулась на “великую роль духовного лидера восточно-европейской цивилизации”. Здесь проповедь национальной исключительности достигла уровня мессианства… Однако, судя по всему, сейчас глава государства создает свой, новый лукашенковский национализм. И он существенно отличается от того национализма, который исповедует национальная интеллигенция. Последняя ищет корни белорусской государственности в Великом Княжестве Литовском».

По сути Лукашенко пытается создать новую нацию в соответствии с необходимыми ему признаками, покорную вождю и недоверчивую ко всему инородному, русскоязычную, но при этом антироссийскую, а теперь еще и разбавленную привыкшими к тоталитаризму китайцами. Сейчас, когда беларусы находятся под угрозой самоуничтожения как нации, здоровый исторический национализм должен быть противопоставлен национализму Совбелии Лукашенко.

3. Использование образа врага / козлов отпущения в качестве объединяющего фактора.
«Пятая колонна» — это уже просто классика жанра, давление с Запада, угрозы с Востока, кругом «вшивые козлы». Не повезло Лукашенко только с евреями, проявив свою «жидомассонскую хитрость», они подло уехали из Беларуси, оставив диктатора без лучшего из возможных кандидатов в «козлы отпущения».

4. Оголтелый сексизм.
Вы когда-нибудь видели рядом с диктатором его законную жену или мать его младшего сына (для тех, кто не в курсе – это две совершенно разные женщины)? Назвать женщинами многих представительниц властных структур сложно в независимости от количества выпитых чарок. Сакраментальное «женщина должна варить борщ на кухне» определяет её роль в обществе. Сексизм — это не только проблема сегодняшнего дня, но и то, что останется в «наследство» нашим потомкам. Феминистки могли бы рассказать ещё о многом, но то, что о них мало кто в Беларуси слышал — уже показатель для 21 века. Мы не про заезжих с Украины, мы про наших, отечественного производства. Сколько поддерживаемых государством организаций можете вспомнить Вы? Если хотя бы одну, значит, уже больше, чем мы.

5. Верховенство военных / алчный милитаризм.
Вы можете себе представить президентов России, США, или руководителей европейских держав, щеголяющих в армейских мундирах с увенчанными гербами своих государств погонами? А еще лучше — встречу вырядившихся подобным образом глав цивилизованных государств, этакий паноптикум милитаристского гламура?

Лукашенко же любит щеголять в своем мундире главнокомандующего и наряжать младшего сына в военную форму, даже золотой пистолет ему подарил. Да и старшего в свое время отправил служить на границу. То, что в наших условиях стоит говорить о верховенстве в целом силовых структур (КГБ, Служба Безопасности Президента, МВД, Следственный Комитет и т.п.) — результат веяния времени, т.к. белорусской армией вряд ли кого напугаешь.

В Германии Гитлера «силовики» того времени, прежде всего подразделения СС, также приобретали непропорционально большой вес, они росли и позиции их лидеров укреплялись, но даже там процесс не достиг той стадии, которую уже можно наблюдать у нас. Напомним — первоначально подразделения СС были созданы для выполнения функций охраны Гитлера, они функционировали на основании собственного устава, имели собственную систему званий и их члены даже обращались друг к другу не так как в армии (вермахте). В Беларуси все привыкли воспринимать КГБ в качестве главной спецслужбы режима, однако мало кто знает что СБП по отношению к КГБ гораздо более закрытая, неподконтрольная органам надзора структура, построенная по образу и подобию СС. К примеру офицеры СБП получают зарплату, соответствующую окладам работников КГБ, плюс 50% президентской надбавки и могут запросто послать прокуроров любых уровней в нецензурной форме, совершенно не опасаясь быть подвергнутыми административному аресту. Белорусская реальность – это когда одни матерятся, а другие (непривилегированные граждане) за это сидят.

7. Одержимость национальной безопасностью.
Мы упоминали о СБП — белорусском аналоге СС. Элита общества, гордость пахана (он даже им не батька). Последние изменения законодательной базы, снимающие остатки ответственности за применение насилия с сотрудников правоохранительных служб, постоянный поиск шпионов, агентов влияния, борьба с послами, размеры аппарата, запредельная численность сотрудников МВД. 1442 милиционера в пересчёте на 100000 населения позволяли Беларуси занимать первое место в мире по этому показателю, однако, с образованием Следственного комитета эта цифра, очевидно, уменьшилась, но суть осталась прежней. Интересно было бы сравнить с такими же данными для третьего рейха. Кроме того, одержимость — это ведь ещё и тон выступлений, их эмоциональная окраска, частота затрагивания этой темы в речах «лидера нации».

8. Срастание религии и правящей элиты.
Чтобы дать себе ответ на вопрос, произошло или нет это воссоединение, следует вспомнить предоставленные церкви льготы на табачные и вино-водочные изделия, вхождение в алтарь «православного атеиста», не умеющего перекреститься и цитирующего дьявола в посланиях к народу при полном отсутствии на это какой-либо реакции православной церкви, бесконечные «за здравие» и «всякая власть от Бога», не имеющие ничего общего с догматами христианства.

Знаете, когда Дмитрию Павличенко присвоили звание генерала, даже многие высшие военные чины возмутились – убийца безоружных и генерал! Генералом он пробыл меньше суток. Однако, подобная репутация не смутила белорусское духовенство и глава белорусского экзархата Русской православной церкви митрополит Филарет лично ходатайствовал перед патриархом Алексием Вторым о его награждении орденом святого равноапостольного князя Владимира. Иначе как прогиб духовной власти перед светской это не воспринимается.

В Польше католические священнослужители стали одной из главных движущих сил в период свержения режима Ярузельского, у нас же 19 декабря 2010 года двери Красного костела оказались закрытыми в тот момент, когда на его ступенях силовики избивали людей.

9. Защита корпоративной власти.
Все желающие могут ознакомиться с далеко не полным списком «кошельков» в решениях ЕС о применении санкций в отношении слуг режима. То, что ради защиты их интересов, узурпатор пошёл на обострение конфликта со всей Европой — факт новейшей истории, не думаем, что стоит его подробно описывать.

10. Влияние профессиональных союзов и объединений ограничено или уничтожено.
В данном вопросе режим поступил даже умнее классиков фашизма — официальные профессиональные союзы превратили в чистую имитацию, всего лишь ещё один инструмент пропаганды и управления массами. Режим извратил саму идею существования профсоюзов, превратив их в одно из подразделений системы управления государством. Каждый желающий может ответить себе сам на вопрос, ограниченно или уничтожено их влияние.

11. Презрение и подавление интеллигенции и искусства.
То, что президент Академии Наук не избирается, а назначается, говорит о презрении к членам Академии Наук со стороны режима.  А то, что ученые умы этому даже не препятствуют, свидетельствует о том, что наши академики объективно и не заслуживают лучшего отношения не только со стороны властей, но и со стороны общества. Рубинов – вот символ и образец академика. Про академические свободы и самоуправление университетов в Беларуси говорить сегодня столь же уместно, как о верёвке в доме повесившегося. Отчисления по политическим мотивам давно перестали быть новостью, зарплата учителей больше напоминает пособие по безработице. Судьба гордости и совести страны Василя Быкова не может восприниматься иначе как трагедия. А чего ещё можно ожидать от человека, росшего на стихах Быкова, и поселившего Ф. Скарыну в Санкт-Петербург, но зато наградившего орденом его имени болгарского перца из соседней страны? Не менее красноречив пример ЕГУ – университет с европейским уровнем преподавания и подготовки был вынужден переехать в соседнее государство.

13. Разгул кумовства и коррупции.
Тут фашисты ХХ века молча завидуют. Лукашенко превзошел их, заменив кумовство семейственностью, граничащей с престолонаследием. Вы готовы приветствовать императора Николая III (а за это время они и повод для продолжения нумерации российских императоров найдут) через 20-25 лет? Помните – о своих будущих планах Лукашенко вначале “проговаривается”. Да и Витя с Димой не на вольных хлебах подъедаются. Гитлер с Муссолини не додумались до такого.

Мы далеко не первые, кто рассматривает проблему под таким углом. Андрей Платов уже рассматривал 14 признаков фашизма по Бритту относительно белорусского режима. В статье «Нататкi пра «дагiстарычны» фашызм» Андрэй Расiнскi также сопоставил реалии Беларуси и признаки фашизма по Умберто Эко. Построенный семьёй Лукашенко режим за последние 6 лет приобрёл законченность, все параллели стали куда более очевидны, а временами просто бросаются в глаза. На наш взгляд, процесс эволюции белорусского режима протекал не плавно, а имел несколько моментов качественного перехода. Первым таким моментом стал государственный переворот 1996 г., собственно, с этого момента можно говорить о «рождении режима». Следующий момент, который можно рассматривать как «точку невозврата» — это создание «эскадрона смерти», состоявшееся в одной из небольших гостиниц, куда Шейман пригласил предварительно отобранных военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, и последовавшее вслед первое убийство «именем президента» без следствия и суда. После этого уже нельзя терять власть, ибо потеря власти автоматически означает перемещение с трона на скамью подсудимых. И наконец, точка «кристаллизации», то есть формирование режима в его законченном и логическом виде — это события 19.12.2010 г. Последние «фиговые листки» сорваны, режим совершает акт политического эксгибиционализма (публичного обнажения, открытия своей сущности во всей её неприглядности), отбросив последние остатки стыда. Именно с этого момента всё становится очевидно, несомненно и откровенно для каждого беспристрастного наблюдателя.

P.S. Под конец хотелось бы рассказать короткую историю. В середине 90-ых годов, когда еще был жив белорусский философ Ким Хадеев, к нему обратились представители госструктур с просьбой помочь им в разработке идеологии новообразованного белорусского государства. Хадеев поинтересовался –  что должно быть на входе и что на выходе. Получив разъяснения, он ответил: “Такая идеология уже давно есть”. Чиновники обрадовались и спросили, что же это. “Идеология с заданными параметрами –  это фашизм”. Дальнейший ход событий позволяет полагать, что этот рассказ выглядит вполне правдоподобным.

Информационно-аналитическая служба
Оргкомитета Совета Национального Возрождения РБ