Как стать депутатом? ч.2 Или цена вопроса.

В программе: Быть депутатом хорошо, а мечтать им стать - еще лучше. Есть к чему стремиться. Вопрос в другом: как забраться на политический Олимп, расположенный по адресу: Москва, улица Охотный ряд, дом 1?

ВЕДУЩИЙ: Сегодня в программе. Как стать депутатом ГД? Цена вопроса. Административный ресурс. Против лома нет приема. Декабрьские гадания. Ловушка для избирателей. Горячка, связанная с выборами депутатов ГД, постепенно сходит на нет. Проигравшие правые уже успели отойти от шока, а победители - от эйфории. Однако об окончательной расстановке сил в очередной ГД говорить рано. Идет борьба фракций за души кандидатов, которые прошли в высший законодательный орган страны по одномандатным спискам. Теперь эти люди могут значительно усилить позиции той или иной фракции в ГД. Надо сказать, независимым кандидатам проводить свою кампанию становится труднее год от года. Обо всем приходится думать самому: где достать деньги, где найти политтехнологов, которые грамотно выстроят предвыборную кампанию, и главное, что можно противопоставить на выборах депутату, идущему от раскрученной партии. Ведь он может даже не заботиться о собственной программе, имидже и рекламе. Партия все обеспечит. Обо всем этом и многом другом мне известно не понаслышке.

В прошлом году я выдвигал свою кандидатуру в депутаты ГД четвертого созыва. Итак, как стать депутатом в России? Слово нашему корреспонденту Александру Копысову.

КОРР.: Быть депутатом хорошо, а мечтать им стать - еще лучше. Есть к чему стремиться. О депутатских благах и возможностях сказано уже немало, да и депутатская неприкосновенность порой оказывается не лишней. Вопрос в другом: как забраться на политический Олимп, расположенный по адресу: Москва, улица Охотный Ряд, дом 1?

Политическая рулетка, называемая в народе "выборами", крутится один раз в 4 года. Каждый раз по новым правилам. Времена, когда выбирали сердцем, а агитировали из чистоты побуждений, ушли в прошлое. Сегодня выборный процесс очень сложный, результат не всегда предсказуемый, а затраты на предвыборную кампанию достигают астрономических сумм.

Галина САРТАН, руководитель Центра политтехнологии: Минимальными средствами не пройдешь. Затраты на цветную печать, затраты на собственную газету, на СМИ телевизионные - они уже просто фантастические - в полмиллиона долларов. Затраты на это в общей сумме.

КОРР.: Для начала желающий стать депутатом должен внести избирательный залог, сумма внушительная - 30-40 тысяч долларов, или собрать подписи в свою поддержку. Тут же появляются предприимчивые люди, предлагающие базу данных с адресами и паспортными данными избирателей. Обычно в ход идут учетные данные спецслужб и паспортных столов. Остается только внести эту информацию в листы, выданные Избиркомом, и расписаться за мнимо поддерживающих того или иного кандидата. Остальное дело техники. Подписи должны лишь немного отличаться друг от друга, чтобы графолог при их изучении не заметил подвоха. Более детальная проверка невозможна. Этого, кстати, добились сами депутаты. По закону о выборах, сотрудники Избиркомов не имеют права звонить людям, расписавшимся в списках и спрашивать, действительно ли они оставили свои автографы в каких-то бумагах или нет.

Дмитрий ДОЛОЗИНИН, политтехнолог: Всплывает, когда при сдаче в избирательную комиссию одни и те же листы одной и той же ручкой заполнены за разных кандидатов. Я думаю, это уже к сборщикам. К кому-то кто-то должен зайти. Но ко мне лично и к моим друзьям никто не заходит. Значит, как-то это все-таки рисуется где-то.

КОРР.: Разговор не для кандидата в депутаты. Политтехнолог - специалист по организации и проведению избирательной кампании. Имиджмейкер - специалист широкого профиля, разрабатывает образ кандидата. Креативщик - генератор идей. После того, как окружная избирательная комиссия приняла и проверила списки с подписями, кандидат признается зарегистрированным. Его предвыборный штаб разворачивается в полную мощь и начинает ненавязчиво промывать мозги избирателям. Политтехнологи и имиджмейкеры спешно создают избраннику нужный имидж. Ему, как разведчику, разрабатывают красивую легенду. Просчитывается все: как будет выглядеть кандидат, на какую категорию избирателей он должен произвести наиболее благоприятное впечатление.

Галина САРТАН: Сейчас чуть-чуть менталитет поменялся. Допустим, кандидат может быть разведенным, и его выставляют как потенциального жениха для женщин-избирателей. Это уже не вызывает, как много лет назад, отрицательных эмоций у избирателей, а наоборот, потенциальный жених. А развелся, он занимается своими детьми, он классный отец. Ну, всякое бывает в семье, и вы это знаете. И вот так идет это обыгрывание.

Андрей ПРЖЕЗДОМСКИЙ, исполнительный директор фонда "Свободные выборы": Что касается избирательного процесса, выборов, здесь накладываются еще дополнительные элементы. Есть вещи, которые в законе никогда не пропишешь, но которые относятся к сфере манипуляции сознанием человека, своего рода фокусом.

КОРР.: Во времена СССР все выглядело просто. Нынешним политтехнологам-частникам предшествовала мощная государственная пропаганда. Парткомы и райкомы заранее проводили разъяснительную работу с директорами заводов и предприятий. Те в свою очередь доводили мнение партии до рабочих коллективов. В результате, на участки в день голосования приходили 99,9 процентов избирателей, ставили галочку, покупали в буфере пиво и бутерброд с икрой по коммунистическим ценам и с чувством выполненного долга отправлялись по домам.

Впервые за 70 лет советской истории выборы, на которых были представлены альтернативные кандидаты, прошли в 1989 году в Москве. Выбирали народных депутатов СССР. Партийная система, особенно в провинции, тогда была еще в силе, но из Центра пришло жесткое указание: в выборы не вмешиваться, на электорат не давить. Избирательные кампании не были затратными. Как вспоминает сейчас Руслан Хасбулатов, ему для проведения собственной кампании с лихвой хватило двух месячных окладов. А можно было обойтись и более скромными суммами.

Галина САРТАН: Была такая идея, один одномандатник, который потом несколько раз проходил в Думу, не буду называть фамилию. Демократические силы просто сделали печать, и этой печатью пропечатали всех, что вывешивали коммунистов в их округе. Это сработало. Такие были минимальные средства воздействия, которые привлекали внимание еще неискушенного электората, которому еще это не надоело.

КОРР.: В 1989-м люди впервые почувствовали, что выбирают сами, причем тех, кого хотят. Вера в народных избранников была безграничной. Долгожданная свобода слова, поток правды, смешанный с грязью о прошлом и настоящем, и оголтелые призывы к будущим свершениям слегка опьянили буйные головы многих депутатов. Казалось, что наконец-то знаменитая ленинская фраза "каждая кухарка может управлять государством" воплощена в жизнь, правда, как раз противниками курса, когда-то выбранного Ильичом. События августа 1991-го года впервые показали, что люди могут сделать свой выбор и против власти. По всей стране разлетелся призыв: не подчиняться ГКЧП и поддержать Бориса Ельцина и молодую российскую власть. Призыв был услышан, тысячи людей вышли на баррикады. Специалисты утверждают, что именно тогда и появились первые политтехнологи, которые умело управляли общественным мнением во время путча.

Антон ЖАРОВ, РR-агентство "Тайный советник": Тогда уже были люди, которые занимались этим профессионально. Очень многие из них сейчас, позанимавшись политтехнологиями, пошли в настоящую политику. Я не буду называть фамилии, но в частности, те, кто мне давал листовки для распространения, сейчас в ГД совершенно хорошо себя чувствуют.

КОРР.: В России с начала 90-х люди, для которых выборы не просто хлеб насущный, а хлеб с икрой, прочно обосновались на рынке труда. В прошлом они социологи и журналисты-психологи, а сегодня называют себя на западный манер - политтехнологами, имиджмейкерами, креативщиками. Страна у нас большая, выборы и довыборы разного калибра происходят чуть ли не каждые выходные. Кузнецы политических побед без работы не остаются. Во время предвыборной битвы их заработок составляет 15-17 тысяч долларов в месяц, а в случае победы кандидата речь идет об отдельном гонораре. Это генералы предвыборных войн, но им, как и на войне, не обойтись без пехоты. Разговорник для кандидата в депутаты. Пехота - агитаторы, расклейщики листовок. Тело - кандидат в депутаты. Кукловод - имиджмейкер, который постоянно работает с телом.

КОРР.: Один из главных козырей кандидата - его узнаваемость. Для этого используются листовки, плакаты и видеоролики. Нужно найти оригинальный лозунг, ключевую фразу, которая бы запомнилась и понравилась народу.

КОРР.: Один из эффективных способов воздействия на избирателей - социологические опросы. Главное - грамотно заманить избирателя в ловушку. К примеру, работая в провинции, можно задавать один и тот же вопрос. Наш город отчисляет в Москву гораздо больше заработанных средств, нежели Москва возвращает нам, и из-за этого у бюджетников появляется задержка по зарплате. Кандидат в депутаты Пупкин требует большую часть заработанных средств оставлять у нас в городе. Вы поддерживаете позицию кандидата Пупкина?- Да, поддерживаем. Наш кандидат.

КОРР.: Естественно, после этого рейтинги Пупкина в местной прессе резко возрастут. Полезно в течение предвыборной кампании несколько раз проводить подобные опросы, показывая неуклонный рост народного доверия к нужному кандидату. А подавляющее большинство избирателей подсознательно сделают ставку на лидера. Еще один проверенный ход в предвыборном марафоне - черный пиар или война компромата. Неожиданно все столбы в городе оказываются заклеенными анонимными листовками, а в почтовых ящиках появляются газеты-однодневки, поливающие грязью кандидата, чей шанс победить особенно высок. Оправдываться бесполезно.

Акции черного пиара бывают самые разные. К примеру, все помнят скандал, когда человека, похожего на генпрокурора, показали без одежды, но зато в теплой компании двух жриц любви. История эта со временем забылась, но когда Юрий Скуратов в 1999-м году решил баллотироваться в ГД, его конкуренты заплатили "ночным бабочкам", а те устроили пикет в поддержку Скуратова. Этот митинг в вечерних новостях показали чуть ли не все российские телекомпании. Можно себе представить, как резко упал рейтинг Скуратова среди чинных избирателей, когда они увидели это шоу. Во время выборов надо быть готовым ко всему. - Здравствуйте. Я из фирмы "Репутация". Черный и серый пиар. Результат гарантирован. - Давай подробнее. - Про черный или про серый? - Про черный, но чтобы совсем. - О, будьте спокойны. Полное моральное уничижение конкурентов, создание ценной биографии со свидетельствами и документами, воровство в школе, ранняя шизофрения, вхождение в секту по продаже родины, детское рукоблудие. Все на выбор заказчика. - Расценки? - От штуки до 100. - До ста? - 100 - это сюжет в вечерних новостях. - Хорошо, но только главный сюжет. - На здоровье. Можно сделать так, чтобы никакие другие новости в этот день вообще не показывали. Но это уже 200. - А если оптом? Ну, все что сказал, - секта, детское рукоблудие, взрослая продажа родины, но оптом, чтобы он уже не поднялся? - В шесть ноликов уложимся. - Миллион долларов? Это несерьезный разговор. - Вы же хотите, чтобы он не поднялся. - Хочу. Одну секундочку. Алло, Серег, слышь, узнай, сколько стоит замочить физически. Жду. Сейчас сверим цены. Все, спасибо. Вам облом вышел. За миллион я могу его замочить без всякого пиара вместе с предвыборным штабом и избирателями. - Это демпинг. - Это рынок. - Хорошо, 800. - Это несерьезный разговор. - А сколько же вы предлагаете? - Оптом? - Да. - С продажей родины и детским рукоблудием? - Да. - 300 от силы. - Сейчас я выйду отсюда и пойду к вашему конкуренту, и через 5 минут детское рукоблудие будет у вас. - Нет. - Даже не сомневайтесь. Плюс зеленое знамя ислама в спальне и совращение малолетних по государственным праздникам. - Нет. - Завтра в вечерних новостях, не пропустите. - Хорошо, 500. - Скотоложество, дом на Багамах и родство с Чикатило. - 700 тысяч и по рукам. - Ну и чудно. Я знал, что мы договоримся.

Галина САРТАН: Как только узнается, где выступает кандидат, туда засылают, естественно, провокаторов. Они сидят в толпе и задают заведомо подготовленные вопросы, на которые сложно ответить. А правда ли, что вчера вы пьяный были в таком-то клубе? Такие вопросы, которые вообще из ряда вон выходящие. А тот, кто выступает, готовит свою команду, которая сидит в зале и задает нужные вопросы, и "затыкает" тех, кто задает ненужные вопросы. Вот это уже то, что делают специалисты. Это специально подготовленные люди, команда, которая вот так и охраняет своего, и нападает на других.

ВЕДУЩИЙ: В предвыборной гонке на виду должны быть только исполнители - люди, которые занимаются агитацией, расклейкой плакатов. Сам же мозг избирательной кампании - команда креейтеров, по закону жанра, засекречена. Обычно эти люди трудятся за городом, в домах отдыха. Их не должен видеть никто. Если знаешь, кто работает на конкурента, можно разгадать и ту стратегию, которой он будет пользоваться в предвыборной борьбе. Воспаленный разум креейтеров выдает иногда вот такие творческие плоды. (Рекламный ролик о Буратино).

Андрей ПРЖЕЗДОМСКИЙ: Сегодняшняя беда России не в том, что у нее недостаточно законов, а в том, что отсутствует вообще элементарная способность реализовывать их в реальной жизненной практике, то есть полное игнорирование норм законодательства. А что касается избирательного процесса, выборов, здесь накладываются еще дополнительные элементы. Есть вещи, которые в законе никогда не пропишешь, но которые относятся к сфере манипуляции сознанием человека, своего рода фокусом.

ВЕДУЩИЙ: Впервые фокусы были продемонстрированы еще в 1991-м году на Всесоюзном референдуме. Тогда власть поинтересовалась у граждан, хотят ли они сохранить СССР. Большинство ответило "да", но ответ совершенно не устраивал Бориса Ельцина, который мечтал избавиться от Горбачева, а для этого нужно было развалить Союз. На мнения избирателей попросту наплевали.

А в 1993-м году, когда народные депутаты выступили против Ельцина, президент забыл про Конституцию, разогнал Верховный совет. По старой памяти, как в августе 1991-го, люди вновь воздвигли баррикады в поддержку своих депутатов, но на дворе уже была другая эпоха. В том же 1993-м приняли новую Конституцию и выбрали новый парламент. Эта процедура мало чем напоминала выборы депутатов Верховного совета образца 1989-го. Теперь уже открыто использовались грязные технологии, ни о каких равных условиях для кандидатов в депутаты речь уже не шла. Одним вообще нельзя было пробиться на экран телевизоров и в газеты, другим везде давали зеленый свет. В ход пошли позабытые средства, которые когда-то использовала госпропаганда против диссидентов: манипулирование общественным сознанием, распространение порочащих слухов. Только во времена СССР это делали бесплатно соответствующие службы, а в 1993-м черный пиар щедро оплачивался из кармана кандидатов, представлявших новый русский бизнес. Власть теперь сулила не только известность, но и неограниченное влияние на захлестнувший Россию передел собственности. Моральных ограничений на выборах больше не существовало. Избирателей подкупали оптом и в розницу. Верх цинизма в истории выборов - избрание Сергея Мавроди в ГД осенью 1994 года в подмосковных Мытищах. Целый месяц Мытищи пили бесплатное пиво от Мавроди, в результате, на время он получил депутатскую неприкосновенность.

Антон ЖАРОВ: Если выходит человек и начинает раздавать людям водку. На словах говорит, что эта водка от такого-то кандидата. Вы его задержите? Практически нереально поймать и доказать, что эту водку раздавали от кандидата. Если вы его поймаете, вы ничего не докажете, максимум, что он получит, - административный штраф копеечный. Эту технологию, как ее прописать? С другой стороны, если сказать, что в таком случае кандидат будет отвечать за действия вот этого неназванного человека, то я первый порекомендую своему кандидату взять и послать какого-нибудь Васю сделать это против другого.

Андрей ПРЖЕЗДОМСКИЙ: Тенденция все-таки такая, мне представляется, что больше всего люди узнают правды и неправды из телевизора, что называется, а в глубинке больше действуют методом подкупа. Иногда просто дают бутылку водки, и человек голосует.

ВЕДУЩИЙ: Разговорник для кандидата в депутаты. Сенокос - общефедеральные выборы. Лепрозорий - место проживания команды кандидата в регионе.