В Конституции хотят прописать запрет на доллары

На модерации Отложенный

Единоросс Евгений Федоров готовит поправки в закон «О Центральном банке», которые должны сделать экономику страны полностью рублевой. По словам парламентария, изменения придется вносить также в Конституцию. Эксперты восприняли инициативу скептически.

Антидолларовые поправки

Детали законопроекта Федоров не раскрывает до осени, известно лишь, что цель поправок — сделать экономику страны полностью рублевой. 

— Рубль должен стать национальной валютой. Сейчас он привязан к доллару, а потому не может являться национальной валютой, — сказал Федоров.

Текущую ситуацию критикует даже руководство Центрального банка, отмечает Федоров.

— Улюкаев говорит, что половина золотовалютных резервов (ни много ни мало свыше $250 млрд) не только не полезны, а даже вредны. За них были заплачены реальные ресурсы. Нужно принципиально менять всю валютную систему страны — запускать механизм рублевой системы не на поддержку американского доллара и взращивание бюджета штатов, которые мы наполнили примерно на 10 российских, а на внутренние инвестиции, — говорит парламентарий.

Пока это не работает, сетует собеседник «Известий». 

— Все инвестиции в страну идут через иностранные кредитные организации. Европа и Америка оплачивают кризис за наш счет. Это не просто обременительно, а недопустимо, — считает он.

По словам Федорова, нужны изменения в закон «О Центральном банке» и Конституцию, которые освободят российскую экономику от долларового засилья. В настоящее время создается рабочая группа по разработке законопроекта, к осени она подготовит пакет поправок, говорит Федоров.

Провальная идея

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что без конкретики сложно говорить о целесообразности инициативы.

Юрист Анатолий Семенов предположил, что Федоров хочет ограничить валютные расчеты на территории России. 

— То есть, скажем, прописать их недопустимость между резидентами. Соответствующие поправки можно внести в закон «О Центральном банке». А далее — в Конституцию, — говорит он.

Технически внести изменения в Конституцию возможно. Так, например, в декабре 2008 года главный закон страны был изменен в части продления сроков полномочий президента с 4 до 6 лет. Чтобы изменения в Конституцию были внесены, необходимо, чтобы за них проголосовало 2/3 парламента, затем документ ратифицирует президент.

По словам Семенова, первое время инициатива Федорова может повысить спрос на рубли, но в дальнейшем спровоцирует граждан на то, чтобы проводить расчеты в валюте за границей. Тогда отток капитала из страны, который во II квартале достиг $9 млрд, может усилиться.

По мнению депутата Госдумы, президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, сама идея популяризации рублевых расчетов актуальна, но административным путем ее не решить. 

— При запрете валютных расчетов средства будут вымываться за рубеж. Нужно укреплять рубль, повышать доверие населения к нему, вот уже 90% всех вкладов в банках — рублевые. Административный ресурс, напротив, это доверие подрывает: все начинают воспринимать ограничения как сигнал к тому, что все плохо, — говорит Аксаков.

— Слишком амбициозную задачу поставил перед собой коллега Федоров, — комментирует зампредседателя Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков. — Я не думаю, что нам нужна чисто рублевая экономика и поправки в Основной закон страны. Менять Конституцию возможно лишь в крайних случаях, это не та ситуация.

Евгений Федоров, напомним, недавно внес в Госдуму законопроект о статусе иностранного агента для СМИ, но вскоре его отозвал.