Интеллигенция совесть нации?


Интеллигенция совесть нации, или не совесть? И есть ли у интеллигенции вообще совесть? И что такое совесть? Вот Гегель в своей работе «Философия права» так сказал о совести: «Совесть в отличии от законов бесправна в государстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого - другая. Если совесть правильная, то она есть нечто признанное государством при условии, что государство представляет собой нравственное устройство общества».

Говорить о совести плотников, фермеров, банкиров, депутатов – значит сотрясать воздух по-пустому! Совесть есть у тебя – имярек, у меня – имярек, но нет совести у социальной страты! У каждого своя совесть в зависимости от наследства душевного и духовного, в зависимости от воспитания, и даже от того, в каком государстве родился! Нравственное устройство у государства, или безнравственное?

Процитирую в который раз Ивана Ильина: «Право и государство возникают из внутреннего духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания».

Очевидно, что государство создает свое правовое поле в области, скажем – бюджетной политики, вовсе не для удобства сбора налогов и последующего (эффективного) перераспределения собранного, а для того, чтобы это распределение соответствовало внутреннему духовному миру народа, или народов составляющих государство!

Иначе на любое решение суда будет одна реакция: «осудили по закону, но не по справедливости»!

В этот разрыв, между духом народа и законами государства, влезает преступление, потому как соблюсти законное означает в таком государстве, пойти против собственного правосознания!

А интеллигент бывает всякий и разный, в том числе и абсолютно с развратной совестью! Константин Симонов дал определение «трем сортам» интеллигенции: «Есть три сорта людей: первый сорт людей это те, кто в подлые времена ведет себя подлым образом, а во времена нравственные, ведет нравственный образ жизни. Второй сорт людей это такие люди, которые ведут себя подлым образом какие бы времена небыли. И третий сорт людей, которые во все времена были и остаются порядочными».

Верующий человек и застенки ведет себя порядочно, так как над ним Бог! Об этом и Солженицин вспоминал в «Архипелаге Гулаг».

И нет более дикой лжи, чем утверждение о том, что верующий человек – раб! Вот только где он – верующий человек?!

Потому что… и опять процитирую Георга Гегеля:    «... вера в бога в своей простоте - нечто совсем иное, чем утверждение: я верю в бога; последнее уже связано с рефлексией и сознанием, что вере (во мне самом – А.М.) противостоит другое (неверие – А.М.), в упомянутом утверждении проступает потребность в самооправдании, резонерстве, полемике. («Философия религии».)