…И возрадуется Г‑сподь

На модерации Отложенный

Одна из  самых тяжелых проблем современного человека — низкая самооценка. В мире глобализации главным мерилом человеческого достоинства объявлен успех: книги, телевизор, интернет — все переполнено персонажами, обладающими необычайными способностями и совершающими невероятные подвиги. А зрители и читатели — обыкновенные люди, средних сил и достаточно ограниченных возможностей. Культ успеха провоцирует у многих «комплекс лузера»: мне недостает красоты, силы, таланта, ничего не получится, не стоит и пытаться. Эта беда приходит даже к людям духовным: есть такие, кто начинает сомневаться, а что на самом деле заслуживает благословения от Б‑га… От этого — отчаяние, от отчаяния — бездействие, и в результате многие люди не реализуют себя, ничего не приобретают даже в тех областях, где они имели все шансы.

Как раз этим людям, тем, кому недостает веры в себя, призвана помочь наша сегодняшняя мишна: «Пять приобретений есть у Всевышнего в Его мире, и вот они: первое — Тора, второе — небо и земля, третье — Авраам, четвертое — Израиль, и пятое — Храм». Далее следуют цитаты из святых книг в подтверждение этой мысли.

Но что значит «Б‑г приобрел»? Часто комментаторы пишут, что имеется в виду особая ценность пяти вещей в глазах Создателя. Однако «приобрести» можно лишь то, чего у тебя нет и что существует помимо тебя. А Б‑г не просто вечен и вездесущ, Он сотворил все, что нас окружает, создал весь этот мир и все вещи в нем. Вспомните начало 24‑го псалма: «Г‑сподня вся земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней». Даже если кто‑то скажет, что Храм построили люди или что Авраама родила его мать, это ничего не объясняет: ведь Храм был построен по велению Б‑га и из материалов, которые Он создал, а жизнь всякого человека есть дар Б‑жий. Тора — ее создал Сам Б‑г. Тем более небо и земля: вспомните первую фразу Торы…

Давайте разбираться. Да, Б‑г создал весь этот мир. Но Он создал его несовершенным. Не потому, что не мог иначе, — Б‑г всемогущ, — а потому что создал мир для человека, наделенного свободой воли. Если бы мир изначально был совершенным, человеку нечего было бы в нем делать и он не мог бы получить никаких заслуг: никакого удовольствия от выполненного дела, никакого счастья от реализации своего потенциала. А так у человека в жизни есть цель, есть задание от Б‑га — совершенствовать мир, делать его лучше. И если что‑то улучшено — это «приобретение» для Б‑га, источник Его удовольствия и причина дать людям благословение.

Как сказано в Талмуде: «Всё в руках Г‑спода, кроме богобоязненности», то есть кроме поведения человека, не желающего, «боящегося» сделать неугодное Б‑гу.

Именно в этом контексте можно говорить о Торе как о «приобретении». Здесь имеется в виду, что люди учат Тору, раскрывают ее глубокие смыслы и в конечном счете живут по Торе. Б‑г дал нам Тору, именно чтобы мы ее раскрыли для себя и для мира. В этом же контексте «приобретением» Б‑жьим становятся небо и земля. Наш долг в этом мире — заботиться о сохранении и улучшении того, что Г‑сподь сотворил. Причем имеется в виду не только сохранение и улучшение физическое, — например, охрана окружающей среды, — но и сохранение духовное, забота о том, чтобы земная жизнь была праведной и готовила жизнь вечную на небесах.

Прекрасным примером такого «приобретения» является Авраам — первый человек, заключивший завет с Б‑гом. Он мог бы сказать: я один, мир против меня, как я могу что‑то сделать? А он делал, и делал всю жизнь — потому что знал, чего Г‑сподь ожидает от него, и верил, что получит от Г‑спода достаточно сил, чтобы выполнить задание.

История Авраама — урок для каждого из нас: следует понять, насколько Б‑г нам доверяет, ведь каждому из нас дано улучшить мир вокруг себя, а заодно и себя самого. А история Израиля — превращения вчерашних рабов в народ Б‑жий — урок для всех нас: мы должны помнить, что получили от Б‑га коллективное задание и несем перед Ним коллективную ответственность. Мы должны и мы можем: так наши предки воздвигли Храм, так мы призваны готовить воздвижение Храма с приходом Машиаха! Для этого Б‑г дал нам — каждому в отдельности и всем вместе — все, что необходимо.

Тут уместно вспомнить одну историю про нашего Ребе. Как‑то он получил письмо от человека, впервые пришедшего в синагогу. Человек пишет, что обратился к почтенному старцу с просьбой показать ему праведника, а старик почему‑то рассердился и прогнал его. Разве хорошо он поступил?..

В ответном письме Ребе приводит цитату из Талмуда: перед тем как душа человеческая приходит в этот мир, Г‑сподь заключает с ней завет, и душа дает клятву, что будет праведной. То есть потенциально каждый из нас праведник, и ты в том числе: так какой смысл специально искать праведных в синагоге?.. Надо просто хорошо делать свое дело, по максимуму реализовать свой потенциал, полностью раскрыть свою сущность. Хасидут объясняет: человек, который дал клятву праведности, получает от Б‑га силу, чтобы выполнить ее. Реализуй эту силу — и возрадуется Г‑сподь.