Самая горькая ошибка в моей жизни. Ответы на вопросы гайдпаркеров

...Продолжение. Начало см.Что заставляет вас подглядывать под чужое одеяло

Topol m6 : Как Вы относитесь к национализации стратегических отраслей в России? Вы готовы женщинам страны сказать: "Хотели капитализма? Получите его!" 

Я слишком долго жила при социализме, и потому хорошо отношусь к капитализму, соблюдающему законы и не нарушающему права человека. 

Сергей Ольховский :  Мария, с Вашей точки зрения, что в нашей стране за последние годы улучшается, а что - ухудшается? И каковы дальнейшие перспективы? 

Список улучшений начну с появления работоспособной вертикали власти и напомню, что прежде губернаторы, а особенно руководители национальных регионов, творили что хотели. Плохо ли хорошо, но всё-таки заработала налоговая система. Те, кто сомневаются, пусть спросят у оформляющих пенсию. Например, я довольно много зарабатывала, имела миллионные тиражи, работала в отделе политики «Общей газеты» Егора Яковлева и на телевидении. Но недавно пришло время считать пенсию, и оказалось, что практически никто из нанимателей не платил за меня налогов. Так что  пенсия у меня получилась как у уборщицы. 

Безусловно изменился имидж России на планете. И это я чётко вижу, приезжая на зарубежные мероприятия. Регионы отстраиваются с разной интенсивностью, в основном это зависит от профессионализма губернатора и его команды. Но я много езжу по стране и вижу налаживающиеся производства. А моя подруга Мария Слободская сделала экскурсию для студентов «Россия индустриальная» и показывает им инновационную промышленность в регионах. Они возвращаются с отвисшей челюстью и вопросом: «А почему весь Интернет пишет, что у нас ничего, кроме нефти и газа, и что пора валить из страны?» 

Не знаю, как в регионах, но в Москве заработал национальный проект медицина. Мне, к сожалению, удалось подробно убедиться в этом на проблемах моих родственников. И ещё многое, и многое, что не готовы заметить россияне, мозги которых отравлены «коэффициентом прибедняемости». 

Что касается ухудшений, меня крайне настораживает, что за последние годы РПЦ всё больше и больше отводит себе роль инквизиции. Я уже не говорю об истории с Пусси Райот, которых РПЦ пытается сделать мученицами. Постоянные крестовые походы попов на территорию искусства, в область образования, в тему одежды, абортов и сексуальной ориентации говорит о том, что власть забыла об отделении церкви от государства. При этом, мне хотелось бы видеть РПЦ не утопающей в скандалах о часах, мигалке и пыли, связанных с патриархом. Мне хотелось бы, чтоб попы не сидели рядами на телеэкране, а занимались сирыми, убогими. Делали бы так, чтоб от рук взрослых в год не погибало порядка 2 000 детей, а от рук мужей 15 000 женщин. 

Меня напрягает и пакет последних цензурно-запретительных законов, касающихся митингов и т.д.. Но с другой стороны, это вынудит крикунов придти во взрослую партийную политику, и поможет ликвидировать однопартийность власти. 

protopop47 хх : Что такое социальная справедливость в Вашем понятии и как её достичь в России? 

В моём понимании социальная справедливость, это равное выполнение законов для всех жителей страны, не взирая на уровень их состоятельности, а мы давно живём в условиях вип-правосудия. Богатые  выкупаются после любого преступления, а бедные сидят по ложным обвинениям, не имея возможности оплатить дорогого адвоката. Последний раз я баллотировалась в Госдуму от Партии «Социальной справедливости» Алексея Подберёзкина, программой которой была его книга «Человеческий капитал». Сутью этой программы были вложения в человека. Не в стройки века, а в медицину, образование, молодежную политику, права человека, соцзащиту, культуру. Подберезкин доказывал, что экономически это окупится в следующем поколении и Россия сделает резкий рывок. 

Дмитрий Т.: Как Вы относитесь к "Правому делу"? Кажется, Вы состояли в этой партии? 

Я придумывала вместе с мужем название этой партии в период её рождения в 1999 году, после чего она была влита в Союз Правых Сил. Я баллотировалась в госдуму от союза Союза Правых Сил, но не была тогда стала членом партии. И вступила в неё только на короткий период, когда лидером стал Борис Немцов. Для меня и моей общественной организации вступившей вместе со мной, тогда даже придумали специальное Арбатское отделение. С уходом Немцова я вышла из партии, т.к. имела счёт к остальным членам политсовета во главе с Гайдаром, пригласившим меня на выборы, кинувшим с финансированием, не защитившим от бандитов и т.д. Об этом написана « с адресами и явками» моя книга «Как я пыталась честно попасть в думу», её до сих пор рекомендуют студентам-политтехнологам. Сегодняшняя партия «Правое дело» только тёзка партии, в которой состояла я, и среди старых либералов я обнаружила в политсовете только Григория Томпчина. Больше ничего о ней не знаю, т.к. на сегодня её не видно и не слышно на политическом поле.  

Владимир Леонтьев : Кого вы видите в лидерах государства? Есть ли такой политик?
И второе - доживет ли режим Путина до выборов?
 

В лидерах государства я всегда вижу только человека, законно победившего на выборах.

А будет он мужчиной, женщиной, генералом или танцором, мне не важно. Выражение «режим Путина» имеет градус той же демшизовости, что и «кровавая гебня». Для возмущенных граждан подобные обороты речи только потребность снять ответственность с себя. Это наш общий режим, и мы его выбрали. Параллельно с выборами президента в Москве шли выборы в муниципальное собрание, куда баллотировался мой сын Пётр, координатор Архнадзора. Он проиграл выборы, но я сидела на участке в качестве наблюдателя при подсчёте голосов. И совершенно объективно говорю, нравится мне или нет, но Путин на нашем участке набрал большинство голосов. А моему сыну, кстати, голосов не хватило. Это было на Красной Пресне, где живёт богатая интеллигентная публика, а не в деревне Гадюкино. И, как бы мне не пели песни про карусельные списки, любой карусельщик заходит в кабинку один. И как бы он не отчитывался бюллетенем, сфотканым на телефон, у него всегда есть возможность испортить бюллетень после этого.    

Естественно, Путин будет президентом до следующих выборов, поскольку его поддерживает большая часть населения. А лично я голосовала за Зюганова, который мне чужд идеологически, но это единственный способ получить в думе хоть какую-то вторую фракцию. 

Семен Семин: Какая Ваша настоящая, девичья (первая) фамилия? 

Моя девичья фамилия Гаврилина. Это вы в состоянии узнать из любого поисковика. 

Игорь Быков: Уважаемая госпожа Арбатова, зная Вас как несгибаемую демократку и законницу, хочется узнать Ваше отношение к советской эпохе, к героям живым и книжным, на которых было воспитано моё поколение, и Вы? 

Я не знаю, на чём были воспитаны вы, но я была воспитана на классической русской литературе, и именно она сделала меня «несгибаемой демократкой и законницей». 

Людмила Ермилова : Маша, вопрос: Вы не сталкивались из-за своей принципиальности с обструкцией мажоров? 

Мажоры - это всё-таки представители богатой молодежи. А я сталкивалась с обструкцией их наворовавших родителей во время компании вокруг Бахминой в диапазоне от угроз расправы до создания компьютерных игр типа «одень голую машу».

Другой вопрос, что у человека, прошедшего через жесткие избирательные компании, подобные наезды вызывают только смех. 

Елена Борисовна : 1) У меня такое впечатление, что вы стали жёстче, немного ожесточились. Это так? или мне кажется? Если да, то ПОЧЕМУ?  

То, что вам кажется или не кажется, логичнее обсудить с вашим психологом. Мне эта тема не кажется интересной.

2) Я, как и вы, правых взглядов. Не кажется ли вам, что одна из причин распада всех правых сил на осколки - это то, что все лидеры думали больше о самопиаре, а не о судьбе России, и в результате не смогли объединить усилия? Вспомните Явлинского с его личной злобой на отдельные личности в СПС; на распри внутри СПС среди лидеров... 

Лидеры первой либеральной волны были чистыми совками и действительно, больше думали о самопиаре, о грантах на свой проект, о партиях-клубах, не работающих в провинции. Об этом достаточно подробно написано в моей книге «Как я пыталась честно попасть в думу». Будем ждать, когда подрастёт вторая либеральная волна. Сегодня она ещё в коротких штанишках 

3) Страна наша сейчас вся в проблемах. Только что в наглую принято несколько подряд законов, ущемляющих права гражданина РФ, вопреки Конституции. Что вы собираетесь сделать, чтобы хоть чуть изменить ситуацию?  

Я собираюсь делать то же, что и делаю. Выступать по этому поводу в составе экспертного сообществ и писать об этом в Интернете, где меня пока никто не цензурирует.

4) В связи со вторым вопросом - немножко колючий вопрос: Вы уверены, что вами руководит боль за судьбу страны, а не только личные амбиции? Не обижайтесь, у меня цель не обидеть, а проанализировать и понять Вас, поэтому и пишу. 

Это вам стоит обсудить с психологом, как и первый вопрос. Лично меня ваши психологические переносы не волнуют. 

ирина иванова: Какая тема сейчас вас волнует? О чём собираетесь написать? 

Я собираюсь написать повесть о поездке в невероятно разочаровавший меня Нью-Йорк, и том, что мы, доверчивые совки, почему-то придумываем себе «город золотой» за океаном, вместо того, чтобы подробней и уважительней смотреть на самих себя и свою страну. 

Ксения Зеленская : Что Вы считаете самой горькой ошибкой в Вашей жизни, Мария?

Самой горькой ошибкой своей жизни я считаю поход на выборы в Госдуму в составе СПС. Я недооценила риски этого занятия и переоценила порядочность лично Гайдара и его команды. Мне пришлось пройти через покушение на начальника штаба, ежедневные угрозы расправы сыновьям, ходить с охраной и разочароваться в данной команде. Как я уже говорила, это описано в моей книге. 

Продолжение следует...