«Вам лучше утопиться, чем выходить за него!» - говорили невесте

На модерации Отложенный


Господин Лебрен настаивал, что свадьбу следует пока держать в тайне. Он уже обещал жениться на другой и опасался, что новости могут повредить его делу.

Но сплетни по Парижу разносятся быстро. «Вам лучше утопиться, чем выходить за него!» - убеждали молодую художницу знающие подруги. Но было уже слишком поздно, Элизабет уже принесла клятву у алтаря. Что ей теперь делать?

Знай она заранее, что будущий муж обладает репутацией повесы и картежника, не торопилась бы.



автопортрет Элизабет Виже-Лебрен, 1781 г



Элизабет Виже-Лебрен с детства показывала таланты в рисовании, отец поощрял ее и позволял учиться. После его смерти мать вновь вышла замуж, но отчим не был ласков с девушкой. Все деньги, которые ей удавалось заработать портретами, он забирал себе, а она мечтала вырваться из дома и обрести свободу. Предложение художника, коммерсанта и продавца произведений искусства Жан-Батиста Лебрена она встретила с сомнениями, но все же решилась. Он был старше ее, но все еще привлекателен и обладал приятными манерами.

автопортрет Элизабет Виже-Лебрен, 1782 г.

Большой любви оба супруга не испытывали. Для молодой художницы брак означал большую свободу, а для господина Лебрена это была выгодная сделка. Он сразу понял, что Элизабет Виже может получать за свои работы хорошие деньги и собирался помочь ей в этом, а средства использовать по своему.

королева Мария-Антуанетта на портретах Элизабет Виже-Лебрен

И его планы вполне осуществились. Слава портретистки росла, она стала любимой художницей Версаля, писала Марию-Антуанетты и королевскую семью, к ней стояла очередь желающих заказать портрет

автопортрет Элизабет Виже-Лебрен, 1790 г.

Гонорарами занимался господин Лебрен, предоставляя супруге полную свободу для творчества. Элизабет не занималась финансовыми вопросами, она была поглощена своим творчеством. Она была слишком цельной натурой, чтобы «топиться» из-за такого пустого человека, к тому же у нее были краски и кисти.


На ее работах все были прекрасны, окутаны светом и теплом. Приукрашенная реальность, где каждая девушка нимфа, а кавалер красив и благороден, очень нравилась заказчикам и слава Элизабет Виже-Лебрен распространилась по всей Европе. Художница сама придумывала наряды и прически своим моделям, отказываясь от париков и пудры, драпируя их в причудливые шарфы и шали.

автопортрет Элизабет Виже-Лебрен с дочерью Жюли, 1786г.

Семейная жизнь текла размеренно, хотя все чаще Элизабет интересовалась, куда деваются средства. Она уже не имела иллюзий, относительно щедрости супруга к легкомысленным подругам и его карточных долгов. Единственная дочь пары была отрадой для матери. А измены и скандалы, это все земное. Пусть живет, как хочет.

С началом Революции художнице пришлось покинуть Францию. Она не была аристократкой, но была обеспечена и обласкана дворцом, имела множество знакомств и вращалась в высшем обществе. Дом Лебренов подвергался обыскам, а самой Элизабет запретили уезжать. Но и остаться было нельзя, если не хочешь оказаться в тюрьме и на эшафоте. С совсем небольшой суммой денег художница с дочерью бежала из Парижа

Жан-Баптист Лебрен, автопортрет

Господин Лебрен остался. Ему удалось уцелеть после революции и даже продолжить свое дело, но долги его были огромными. А уехавшая Элизабет вовсе не скучала по супругу и теперь сама занималась своими гонорарами. В Риме, Неаполе, Вене, Берлине и других городах ее ждали новые и новые заказчики. В конце концов она приехала в Российскую Империю и шесть лет прожила в Санкт-Петербурге, где заработала большое состояние

Вернувшись через много лет уже в другую Францию, Элизабет продолжала работать. Ее дочь, вернувшаяся в Париж ранее, потратила все свои средства, чтобы покрыть долги, доставшиеся ей в наследство от отца. К этому моменту Элизабет уже развелась с мужем, промотавшим все ее состояние.

«Все, что я пережила, убеждает меня в том, что мое единственное счастье заключено в живописи» - так оценила итог своей жизни Элизабет Виже-Лебрен в своих мемуарах.