Властители дум

На модерации Отложенный

Давайте разберем гипотетическую ситуацию. Завтра к вам лично подходит некий известный деятель массовой культуры (тут можно вообразить кого угодно - Чулпан Хаматову, леди Гагу, репера Эминема или Гарика Бульдога-Харламова) и говорит вам, что жили вы скучно и неправильно, оттого с завтрашнего дня должны радикально все поменять. Подробности опущу, потому как откуда мне знать, как вы живете сейчас, но менять все надо кардинально и решительно. Сделаете ли вы то, что настойчиво предлагает вам человек, неоднократно показанный по телевизору и удостоенный странички в Википедии? Я, разумеется, могу ошибаться, но рискну высказать осторожное предположение, что подавляющее большинство людей, попавших в подобную ситуацию, удивленно пожмут плечами - что это за хрен с горы, сующийся в мою жизнь?

И, действительно, кто все эти люди, номинированные на различные премии и удостоенные разнообразных наград? Вы часто принимаете участие в опросах - какое из телевизионных сванидз выдвинуть в Обшественную палату, чтобы оно там олицетворяло мнение народа? Отчего человек, изображавший перед миллионами детей Хрюшу и Степашку, не был представлен на встрече интеллигенции с Президентом РФ? Должен ли Конституционный Суд, вынося решение, принимать во внимание рекомендации барабанщика группы Deep Purple? Мне не ясны критерии отбора, а хотелось бы знать - вдруг я должен заменить в этом строю какую-нибудь старую клячу вроде Лии Ахеджаковой? Возражения "ты ничего не сделал, мы тебя не знаем" я отметаю как несущественные - современное искусство оттого так и называется, что для его производства не требуется ни ума, ни таланта. Этими качествами я обладаю, может быть уже пора писать письма Президенту с какими-нибудь требованиями?

К чему я все это говорю? В последнее время все чаще вижу заголовки новостей - музыкант такой-то призвал освободить Pussy Riots! Деятели культуры накропали маляву в Кремль! Никому не известная дура вышла получать никому не известную премию в колпаке, как у задержанных дур! Это вообще о чем? Давайте я немного напомню собравшимся о месте культуры в жизни общества. На первом месте у людей стоят базовые потребности - в пище, жилье, одежде. Удовлетворение этих потребностей возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО посредством физического труда. Люди, далекие от таких понятий как копирайт и продюсер, делают нашу жизнь возможной. После того, как они закончили свой трудовой день, вернулись домой и покушали, им хочется как-то снять напряжение и расслабиться. Кто-то выбирает алкоголь, кто-то просмотр кинофильма, кто-то рассматривает репродукции импрессионистов. Осознали приоритеты?

Человек, строящий дом, куда важнее того, кто может рассказать, какие обои подойдут к виду из окна. Рабочий уральского вагоностроительного завода стократ ценнее Федора Бондарчука, потому как производит вагоны, а не дерьмо. Видимо, письмо первого общество должно рассматривать куда внимательнее, нежели писульку второго. Мы сейчас даже не принимаем в рассмотрение их политические взгляды - это тема совершенно отдельного разговора. С позиции царя, скучающего на пиру, шут показывающий задницу и играющий на дудочке, ценнее, нежели сотни крестьян, трудом которых была "накрыта поляна". Только я не пойму, отчего это мы должны оценивать придворных холуев с царской точки зрения? Зажрались, хипстеры? Забыли, кто вы и где вам место? Так это ненадолго: легкий виток кризиса, и вот уже Юра-музыкант, поет в подземном переходе песни Цоя.

Потому как кушать ему надо каждый день, невзирая на обостренную гражданскую позицию.

Задача нынешних деятелей искусства - продаться подороже. Вы же не думаете, что все эти подписанты всерьез считают, что творят для вечности? Так что разнообразная околополитическая писанина называется мудреным словом "промоушен". Но бунт происходит в строго очерченных рамках. Стоило Ларсу фон Триеру немножечко пошутить про Гитлера - так его чуть не выпороли золотыми пальмовыми ветвями прямо на Каннском кинофестивале. Потому что шут должен знать свое место, невзирая на навешанные на него регалии. Россиянская интеллигенция очень тонко чувствует эту грань - сегодня они клеймят режим, а завтра со столь же искренним удовольствием откупоривают пиво мелкому бюрократу, временно исполняющему обязанности президента. Власть хлопает в ладоши, клоуны пляшут, общество живо обсуждает ужимки и прыжки деятелей культуры. Забавно, что Федор Бондарчук, подписавший письмо в защиту Pussy Riots, болен дислексией - расстройством, не позволяющим понимать смысл написанного. Но это тонкий юмор, воспитанным на кинофильмах "Американский пирог" либералам его не понять.

Так стоит ли реагировать на шумиху, раздуваемую проститутками-журналистами вокруг деяний проституток от культуры? Какой интерес свободно мыслящему человеку влезать в шумные разборки борделя? Меня не интересует внутренний мир этих персонажей и их душевные метания. Они шантажируют власть фразами: " вот я сейчас каааааак перестану лизать тебе задницу!", потому что не способны эту задницу укусить. На столь решительный поступок они могут пойти лишь в том случае, если им будет гарантировано хлебное место у альтернативной задницы - желательно звездно-волосатой или разорванной на британский флаг. Но там уже все занято более способными людьми - куда уж соваться с россиянским свиным рылом в голливудский калашный ряд? Все, что им остается - взывать к власти, делая вид, что за ними стоят миллионы рабочих уральских вагоностроительных заводов, готовые ринуться на Кремль по первому слову Басилашвили и Жванецкого. Вот тут и приходит время для знаменитого выражения Станиславского "Не верю!"

Александр Блок всем сердцем призывал революцию, мечтая увидеть прекрасный справедливый мир. Когда мечтания сбылись, его хватило ненадолго. Гений, чье творчество прошло через века, войдя в золотой фонд русской поэзии, оказался не слишком приспособлен к существованию в условиях советской бюрократии. Тогда тоже было модно приглашать деятелей культуры на встречи с представителями власти. На одном из официальных мероприятий Блок, процитировав пушкинские строки "На свете счастья нет, но есть покой и воля…", продолжил "покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл".

Блок не смог жить в условиях, когда его таланту очертили границы. А нынешние "деятели культурки" не только живут, но и замечательно себя чувствуют. Порой даже либеральничают - письма пишут. Но, разумеется, все проходит в рамках дозволенного - ведь подписуны Макаревич и Жванецкий не швырнули в лицо режиму значок Народного артиста РФ. Задницей чуют, что к чему. Но уж простите, я буду считать деятелями культуры тех, кто чувствует мир сердцем, а не этим органом.