Четыре барьера к улучшению нашей жизни

То, что сегодня вполне понятно всем или почти всем, - нам нужна организация, которая сделает протест созидательным и мощным. Но создать такую организацию не получается. И мешают нам, в отличие от того, как многие думают, не происки врагов или зловредное законодательство, а мешают нам 4 психологических барьера, которые есть в душе почти каждого потенциального «улучшателя отечества».

Барьер первый – нежелание самоограничения

Сегодня уже не так часто встретишь кого-то, кто принципиально отрицает ценности социальной справедливости: справедливость почти на всех знаменах. Но справедливость – это создание материальных условий для хорошей жизни тем, кто сам себе эти условия создать не может. И дальше возникает простейшее требование справедливости: богатый и сильный должен делиться со слабым и бедным. А это значит, что не все желания богатого могут быть удовлетворены: одни могут, а другие – нет. Согласиться на это способны не многие. Да что там – почти никто сегодня не способен.

То же относится и к желаниям нематериальным – любое посягательство на право делать что хочется большинством воспринимается в штыки, даже когда их действия очевидно вредны для окружающих.

Барьер второй –нежелание выходить за рамки привычных мнений

Мы все нафаршированы привычными мнениями, хотя у всех они разные: у кого - либеральные, у кого - народнические, у кого – коммунистические и т.д. и т.п. Это естественно. Но подниматься над привычными мнениями, делать их предметом сначала рефлексии, а потом – анализа, на это способны лишь очень немногие. В результате наши программы совместной работы оказываются очень упрощенными и как таковые – очень далекими от реальной жизни с ее реальными законами и реальными нуждами. Очень «книжными» оказываются такие программы.

Создать же что-то более серьезное мы не можем из-за того «идейного балласта», которым нагружены.

Барьер третий – нежелание признать ограниченность своего ума

Любая организация (группы людей или общества в целом) подразумевает иерархичность. Хорошая организация – хорошую иерархичность, когда высшие ярусы иерархии занимают лучшие люди – более умные, более добрые, более честные... Такой организации общества раньше не было: в основе старых иерархий лежали иные принципы – сила, знатность, богатство... Сегодня стоит задача изменения образующего иерархию принципа, но не отказ от идеи иерархичности вообще. Но здесь мы сталкиваемся с явлением, давно известным как «никто не доволен своим состоянием, все довольны своим умом»: очень мало находится людей, которые даже наедине с собой способны признать, что в обществе есть люди умнее, чем он сам (она сама). Построиться по духовному росту мы не можем – каждый хочет быть первым в шеренге. А с таким воинским строем навоюешь немного.

Барьер четверый – нежелание каяться лично

Иерархическая организация (неважно, группы людей или всего общества) будет защищена от загнивания только тогда, когда жизнь высших уровней иерархии полностью открыта для низших (такого в истории, кстати, тоже никогда не было). А это значит, что чем выше «начальник», тем прозрачнее он должен быть, тем чаще и полнее он должен проходить через процедуру «публичной чистки» или «публичного покаяния». Но кто же этого захочет? Наши начальники не для того клали жизнь, чтобы стать начальниками, чтобы каяться перед всякой там... Не видно, в общем, у нас желающих каяться публично. А без этого никакая наша организация по-настоящему хорошей быть не может.