Украина-территория, которая не имеет своего народа.
На модерации
Отложенный
Недавно в комментариях на фэйсбуке журналист Алексей Мустафин иронично заметил, что словосочетание «галицкий либерализм» звучит примерно так же, как «баварский исламизм». Действительно, для большинства сочетание слов «Галичина» и «либерализм» нечто несовместимое, друг с другом не сочетаемое. Даже человек, которого не отнесёшь к недоброжелателям Галичины, согласится, что в настоящий момент прилагательное «галицкий» в политическом контексте гармонирует скорее с существительным «национализм», «фашизм» или «нацизм».
В нашем сознании – сознании выходцев из Малороссии и Новороссии – эта территория представляется населённой фанатиками, людьми нетерпимыми, злыми, одномерными, брызжущими слюной и недалёкими. Очень трудно на это возразить, если знаешь, что треть избирателей проголосовала за социал-националистов из «Свободы», а ненавистник москалей и жидов Тягнибок, полоумная Фарион и нацист Михальчишин обязаны своим рождением именно Галичине.
Однако тем, кто наблюдает за Галичиной, не может не броситься в глаза появление пока маленького, но всё же заметного слоя именно ЛИБЕРАЛЬНОЙ галицкой интеллигенции.
Украинский националист в Галичине – это, как правило, сторонник соборной, унитарной Украины. Он, прежде всего, украинец, а уж потом – галичанин. Миссия галичанина, по его мнению, состоит в том, чтобы нести идеи украинства по всей Украине, противостоять пятой колонне Москвы, Кремлю, Путину, патриарху Кириллу. Поэтому сама Галичина является для него ценностью постольку, поскольку она внесла вклад в украинскую идею и в борьбу за украинскую самостийность. Галичина ценна тем, что дала украинству Бандеру, Шухевича и Коновальца, а не Захер-Мазоха. Вне украинской идеи она ему неинтересна. Для украинского националиста в Галичине не существует никаких специфических галицких интересов, за которые надо сражаться. Просто в будущем не будет никаких различий между Галичиной и Донбассом. Все граждане этой страны станут украинцами. Для украинского националиста в Галичине национальная идея превалирует над демократией, а понятие «либеральные ценности» вообще являются ругательными.
Если фанатичный националист – это скорее представитель сельской местности и пролетариата, то галицкий либерал – это, конечно же, интеллигент, рафинированное и думающее существо. Он уже отошёл от национализма. Это критик ВО «Свобода», который однозначно считает её нацистской партией. В нём есть некая кастовость. Он не любит рагулей и крестьян, считает их темной массой. «За Тягнибока голосуют окраины Львова, заселённые в основном выходцами из сёл, которые появились там во время индустриализации города», – считает галицкий либеральный интеллигент.
Коновалец, Бандера и Шухевич – это не его герои, его герой – это австрийский император Франц-Иосиф. Для него важнее скорее культ Австро-Венгерской империи, «бабци Австрии», чем культ Украины. «Вы знаете, времена, когда Галичина входила в состав Австро-Венгрии, в настоящих галицких семьях считаются благословенными.
В каждой семье передаются из поколения в поколение рассказы, как и что было в те времена, чему были свидетелями предки», – с гордостью говорит галицкий либеральный интеллигент.
Он любит ходить в кавьярню или кнайпу, которая увешана портретами австрийского цисаря или разного рода артефактами, напоминающими о тех временах. Мечтает, что когда-нибудь во Львове будет стоять памятник Францу-Иосифу.
Я в году в 2000-ом спросил у Тягнибока, как он относится к идее установления по всей Галичине памятников этому австрийскому монарху, как это предлагал сделать галицкий сепаратист Олег Хавич. Олег Ярославович ответил, что отрицательно. Мол, для него австрийский император ассоциируется с портретом, висящим в пражском кафе и загаженным мухами, из романа Гашека о Швейке. Один из моих галицких знакомых, услышав от меня этот рассказ, сказал: «О! Вот так к Францу Иосифу галицкие москвофилы и относились. Кстати, вот по линии Тягнибоков у Олега в роду были москвофилы». Тягнибок – потомок москвофилов. Какой ужас! Галицкий либерал – это федералист. Он понимает, что Галичина – это Галичина, а Донбасс – это Донбасс, унитаризм и соборность – это прошлое. У галицкого либерала нет никакой ксенофобии, мало того, он с симпатией относится, как к полякам, так и русским. По большому счёту для него непростые отношения с этими народами – это уже всё-таки прошлое.
Галицкие либералы идут дальше, они не просто федералисты и автономисты, но и зачастую вообще сторонники независимости Галичины. Независимую Галичину они видят европейской страной, членом ЕС и НАТО. Никакой Украины они не признают, а тем более того, что галичане – это украинцы. Галичина – это одно, а остальная Украина – это другое, поэтому галичанам не надо заниматься проблемами Крыма и Донбасса, нужно заниматься своими проблемами. Для этого нужна партия галичан.
Володимир Павлив считает, что галицкой партии пока нет, потому что нет галицкой элиты. И не просто элиты, а ИДЕЙНОЙ элиты, которая бы не занималась идеей фикс – Украиной. За Галичину же никто не хочет бороться, потому что нет такой традиции – бороться за Галичину. Вот из-за этого и нет ни галицкой элиты, ни галицкой партии.
В каком-то смысле нынешняя партия «Свобода» Тягнибока – это галицкая партия. Но Володимир Павлив вносит уточнение: это партия галицкой «темнОты» и галицкого села. Вот когда будет взращена галицкая элита, которая по идее будет либеральной, вот тогда и появится галицкая партия.
Самое, пожалуй, радикальное заявление Павлива: Украина – это территория, которая не имеет своего народа. Галичина же станет когда-нибудь маленькой частью какого-то большого европейского сообщества, большой Швейцарии.
Лично я уверен, что когда-нибудь Галичина станет территорией, где национализм будет побеждён, станет территорией толерантности и терпимости, где такие как Володимир Павлив будут определять политический и идеологический климат, а не такие, как Олег Тягнибок, Ирина Фарион и Юрий Михальчишин.
Комментарии