Взрывы ЛЭП

На модерации Отложенный

За полгода с начала спецоперации граница России и Украины так и не стала по-настоящему государственной

Спустя пару недель мы наконец узнали о прогремевших в Курчатовском районе Курской области взрывах. Оказывается, 4, 9 и 12 августа украинские диверсанты ползали под опорами высоковольтных ЛЭП мощностью до 750 кВ и в конце концов неспешно подорвали тротиловыми шашками шесть таких опор. Часть линий снабжала электричеством объекты промышленности, транспорта, жизнеобеспечения и жилые дома региона, и соседних областей, а часть — саму Курскую атомную станцию (АЭС).

В результате диверсии нарушен технологический процесс функционирования АЭС. Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации возбуждены уголовные дела для расследования террористического акта. Федеральная служба безопасности Российской Федерации совместно с МВД России тоже взялись разыскивать преступников с их возможными сообщниками. А Росгвардия принимает меры по усилению охраны объектов атомной энергетики, сообщается на сайте ФСБ. Справятся ли силовики своими силами?

Член Совета по внешней оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов считает, что у нас огромное количество объектов, которые для диверсантов доступны — хотим мы того или нет.

— У каждой опоры электропередачи не поставишь полицейского и даже народного дружинника. Поэтому нам надо выстраивать новую систему взаимоотношений государства в лице силовых структур и общества.

В советское время много преступлений раскрывалось по первичной информации, полученной от простых граждан. Люди заботились о собственной безопасности и безопасности своей страны. Сегодня такого практически нет: силовые структуры сами по себе, общество — само по себе.

Для того, чтобы прекратить подобные действия, нужно собраться всем миром. Я более чем уверен, что если поймают этих террористов и начнется раскрутка дела, то окажется, что, увы, были люди, которые подозревали, предполагали, а может быть даже знали о подготовке преступления. Но решили про себя: «А мне что, больше всех надо?». И вот это, конечно, самая серьезная проблема, с которой мы столкнулись.

А еще сегодня огромное число маргинализированых, скажем так, беженцев с Украины приезжают в Россию достаточно озлобленными. Среди них могут быть люди с «двойным дном». Естественно их могут подбить на совершение диверсионных актов, акций вредительства либо террористических атак. Поэтому моя точка зрения такова: следует ужесточать контрразведывательный режим, надо внимательнее относится к лицам, приезжающим на территорию Российской Федерации.

Мы понимаем, что в числе беженцев попадаются и недовольные, враждебно настроенные, и выявление такого рода персонажей требует определенных усилий. Сделать это в полном объеме правоохранительные органы, спецслужбы без помощи общества не в состоянии. Поэтому сегодня и надо менять модель государственной и общественной безопасности. Она заключается в том, что без поддержки граждан — мы будем уязвимы.

«СП»: — А что касается самой линии электропередач?

— Вы же понимаете, что протяженность таких линий огромна, как и газовых, нефтяных и прочих наземных коммуникаций. Огромна протяженность дорог, которые тоже могут быть уязвимы. Поэтому это все это хозяйство требует очень серьезного изменения нашего с вами отношения.

Я вспоминаю как в 90-х годах проходило обсуждение изменения концепции государственной границы. Было совершенно очевидно, что если в Советском Союзе госграница охранялась всеми республиками, то после того, как они отпочковались, мы оказались в положении, когда приходилось осуществлять оперативное прикрытие границы — не только физическое, но и оперативное. Надо было усилить агентурную работу в пограничных районах для выявления лиц, незаконно пересекающих государственную границу.

Сегодня мы с этим столкнулись опять. Поэтому нужно использовать весь потенциал гражданского общества, который мог бы это сделать.

«СП»: — Определенный опыт есть — взрывы домов в Москве, на Каширке и Варшавке…

— Тогда народ сам, без участия правоохранительных органов объединялся в некие отряды самообороны. Люди дежурили около своих домов, исключая возможность проникновения посторонних лиц на чердаки и в подвалы, да и вообще в подъезды. Такую практику надо восстанавливать.

Нет смысла кричать: катастрофа, мы пропали!

Но определенные необходимые меры принимать надо. Сегодня грохнуло в Курской области, завтра в Белгородской или Ростовской. Все это требует очень серьезного нашего внимания.

«СП»: — Можно почитать украинских блогеров-троллей, которые страшно глумятся не просто над российской властью, а буквально над простыми жителями Курской области, в которой случилось неприятное происшествие. А еще над жителями других приграничных областей. На Украине взрывы на российской территории многим очень нравятся.

— Естественно. Это тоже элемент информационной войны, который исходит не сверху, а снизу. У нас очень часто наиболее эффективные информационные, дезинформационные, а также определенного рода пропагандистские акции идут снизу. Люди умеют ерничать, любят злобствовать, выворачивают все наизнанку. Современные технологии, которыми мы обладаем, позволяют им на пустом месте делать фейки. И многие на них ведутся. У нас вообще сплетни — один из самых мощных источников информации.

Проверять все это могут только те, кто способен к элементарному анализу, кто может размышлять. А значительная часть людей просто принимают слухи за объективность.

Один их таких троллей на чистом русском языке радуется в интернете тому, что «три раза пытались подорвать, но взрывы оказались недостаточно мощными, видимо положили мало тротила. И вот наконец Курская АЭС, по его словам, «захромала сразу на шесть ножек». А между прочим доля Курской АЭС в мощности всех электростанций Черноземья — более половины. Она обеспечивает электроэнергией большинство промышленных предприятий области и это важнейший узел единой энергетической системы страны.

А расстояние до города-спутника Курчатова — четыре километра. До областного центра, Курска — 40 км, примерно, в три раза ближе, чем от Чернобыля до Киева. На Курской станции используются канальные реакторы кипящего типа с графитовым замедлителем и водяным теплоносителем. После аварии в Чернобыле планы по сооружению подобных энергоблоков на новых площадках были свернуты. Теперь строится Курская АЭС-2 с новыми водо-водяным энергетическим реактором, поколения «три +». Он отвечает всем современным требованиям безопасности.

В Курской области уже были диверсии. В мае частично обрушился железнодорожный мост на второстепенной дороге. Пострадавших не было — ветка для товарняков. Об этом сообщил губернатор области Роман Старовойт. А еще задержали местного жителя, готовившего взрывы в местах массового скопления людей. Он действовал по согласованию со спецслужбами Украины, мечтающих о дестабилизации в нашей стране или хотя бы в регионе. Теперь диверсанты нацелились на нашу АЭС.

Как назвать корабль, так он и поплывет и то же самое с событиями на Украине. Назвали их «спецоперацией по денацификации и демилитаризации», заявили, что мы боремся с киевским режимом, а не с народом Украины и в принципе — так оно и есть. А вот в самой незалежной, и вокруг нее — воюют с россиянами, и не просто с россиянами, а конкретно с белгородцами, курянами и ростовчанами. Весьма изрядное количество идиотов-комментаторов на чисто русском языке прозрачно намекают простым людям на «страшную месть».

За диверсиями стоят украинские спецслужбы и не только. Увы полностью их избежать, наверное, в самом деле нельзя. Но можно свисти их к минимуму. Наверное, в самом деле пора приравнивать структуры, которые причастны к террору, к террористическим организациями — все эти СБУ и ГУР Минобороны Украины.

Следует усилить контроль на местах пропуска с украинской стороны и охрану объектов. Ведь ближайший пункт пропуска Крупец на границе с Сумской областью Украины не очень-то напоминает пограничный. Его тоже обстреляли два месяца назад, 15 июня.

И вообще государственная граница между Сумской областью Украины и Курской областью России по-прежнему больше похожа на административную. В некоторых местах она проходит по лесополосам и через нее ночью перенести опасный груз большой сложности не представляет. Предположим, машина с частью диверсантов — проследовала через пункт пропуска Крупец или другой — пустая и чистая. А где-то у обочины остановилась и в нее загрузили взрывчатку, которую перетащили пару километров на спине. Никто и не заметил.

А на официальном сайте Курчатовского района на момент написания данной статьи никакой информации о взрывах так и не появилось. Как и никаких призывов к жителям быть бдительными.

Юрий Енцов