К теракту в Эр-Рияде. В Саудовской Аравии настаёт время перемен

На модерации Отложенный

24 июля 2012


Такеши Катана, Лев Вершинин

Недавний взрыв в Эр-Рияде, унесший жизнь заместителя главы саудовских разведслужб, остался как бы в тени. Было сделано всё, чтобы об этом, единожды сообщив, писали как можно реже, а лучше не писали бы вообще. Королевство блюдёт свои тайны, особенно тайны Дома Саудов. Сразу ясно было только одно: акция такого рода обычным "шахидам-экстремистам" не по зубам, потому что их ячейки плотно напичканы агентурой этих же разведслужб, и если уж такое случилось, то уши торчат отнюдь не из аравийских норок. Но не больше.

Впрочем, через пару дней кое-что всё-таки просочилось, и этого "кое-чего", на наш взгляд, достаточно для определённых выводов. В первую очередь, стало известно имя погибшего: полковник Машаль аль-Карни. Профессиональный службист, до 2009 года -- когда шефом разведслужб Саудии был принц Бандар бин Султан, -- занимавший этот же пост, ушедший после увольнения шефа, к которому был очень близок, и возвращенный на службу совсем недавно, когда принц Бандар вернулся в кабинет, из которого ровно три года назад был выведен под конвоем.

Необходимое отступление. Что Дом Саудов находится ныне в глухом кризисе, не секрет. Принцы "первого поколения", занимающие престол и ключевые посты по старшинству, в порядке "лествицы" (как завещал отец), очень стары и уходят со сцены по естественным причинам, причём наследники не переживают королей. За плотными шторами риядских дворцов творятся странные дела, о которых мир может только догадываться. Впрочем, это тема отдельной большой статьи, для нас же принципиально важно, что -- в этом согласны все -- старшее поколение Саудов делится на две ветви: "клан" нынешнего короля Абдаллы, крайние консерваторы, полностью завязанные на США, и клан нынешнего (надолго ли?) наследника, тоже полностью завязанный на США, но при этом считающийся слегка более "самостоятельным".

А вот принц Бандар -- из "второго" поколения. Не сын основателя династии, а внук. Прямого права на престол пока не имеющий, но мало кто сомневается в том, что когда старики вымрут, правила перестанут действовать и решать всё будет меч. Вернее, влияние. А в этом смысле Бандар бин Султан, пожалуй, самая весомая в Рияде фигура. До того, как возглавить спецслужбы Королевства, он много лет был послом в США и плотно сросся с тамошним истеблишементом, в первую очередь, нефтяным, а особенно с семьёй Буш. Он настолько близко дружен и с отцом, и с сыном, что в родных местах даже получил прозвище Бандар-Буш.

И вот этого-то "почти джокера" в 2009-м внезапно арестовали, сместили со всех постов и посадили под домашний арест. Вместе с ближайшими сотрудниками, одним из которых как раз и был погибший полковник аль-Карни. Официально, конечно, ничего не сообщалось -- но многознающий Вебстер Тарли, выступая в гостях у Алекса Джонса, кратко сообщил тогда, что принц, заручившись поддержкой некоторых кузенов из "молодого" (55-60 лет) поколения, готовил переворот с целью свергнуть короля Абдаллу и покончить со "стопроцентно американской" ориентацией Королевства, взяв курс на укрепление политического и военно-экономического сотрудничества с Россией, начало которому (по его инициативе и под его давлением!) было положено в 2008-м, когда Бандар встретился с Владимиром Путиным (тогдашним премьер-министром РФ) и подписал ряд соглашений: от совместного освоения космоса до покупки всевозможных образцов росссийского оружия -- танков, вертолетов и систем ПВО С-300.

Уже тогда -- Буш ещё был президентом -- такой пируэт саудовского принца вызвал возмущение в ряде влиятельных американских СМИ, в первую очередь, ориентирующихся на демократов. Однако, возмущаясь, эксперты признавали, что понять причины события не в силах. Лишь позже, когда принц Бандар был смещён и арестован, на поверхность всё-таки выплыли некоторые подробности. Никто ничего не позволял себе утверждать конкретно, но по мелким нюансам выходило так, что Путин и Бандар, помимо вопросов торговли, говорили и о вещах куда более серьёзных.

То есть о вероятностях развития ситуации около Залива и проблемах геополитического обустройства т.н "Большого Ближнего Востока".

В частности, тот же Вебстер Тарпли, ссылаясь на свои источники, утверждал что, много лет прожив в Штатах и располагая огромной сетью информаторов, Бандар узнал детали плана демократов (Обамы) насчёт переустройства региона и понял, что рано или поздно Запад будет валить Дом Саудов, поскольку в нынешнем своём виде Саудия никак не вписывается в схему, разработанную "цивилизованными". Иными словами, сообразил, что, не имея возможности гарантировать Рияду стабильность, а с другой стороны, принципиально нуждаясь в контроле над её нефтью, Штаты пойдут на всё -- от раскола Королевства до устранения правящей династии. Отсюда и "заговор", и его громкое (по аравийским меркам) разоблачение, санкционированное, по общему мнению экспертов, лично королем Абдаллой по требованию Вашингтона.

И вот -- вдруг, - совсем недавно грянула сенесация. Король Абдалла сместил с поста главы Объединенных разведслужб Королевства своего родного (от одной матери!) брата и верного сторонника принца Мугрина, известного абсолютной преданностью брату-монарху и США, и вновь назначил принца Бандара -- человека не из своего клана, которому после 2009 года не имеет оснований доверять, тем более, что он ещё и близок к недавно избранному наследному принцу, не очень ладящему с королём. Что интереснее всего, теперь Бандар бин Султан возглавил не только разведку, но и Совет Безопасности Королевства -- то есть собрал в своих руках все силовые структры, вполне достаточные, чтобы, в случае чего, справиться и со старшим сыном короля, неформально контролирующим столицу, и со старшим сыном наследника, неформально контролирующим "святые города".

Иными словами, принц Бандар бин Султан на сегодняшний день превратился в самого серьёзного претендента на престол из пресловутой "молодёжи", время которой по вполне естественным причинам вот-вот настанет. А сам факт его возвращения в большую политику с высокой степенью вероятности означает, что среди большинства этой "молодёжи" достигнута договоренность об отказе от "стопроцентно американского" вектора. Потому что американцы кинут и даже не поморщатся, а вот затеяв большую игру с Россией (и, возможно, с Китаем), есть шансы удержаться.

Итак, возвращаясь к взрыву. Кто же мог это сделать?

Qui, так сказать, prodest?

Вариантов немало.

Можно допустить, что удар нанёс кто-то из многочисленных принцев, стремясь ослабить позиции набирающего очки Бандара и намекнуть ему, что новые фигуры в игре нежелательны. Но, с другой стороны, зная жёсткий характер бин Султана, это означало бы решиться на прямую конфронтацию "молодёжных" кланов прямо сейчас, а это чревато фальстартом со всеми неприятными последствиями.

Не вполне исключено также, что за терактом стоит кто-то из врагов Эр-Рияда, недовольных тем, что Саудия, традиционный поставщик нефти, во внешней политике старавшаяся вести себя осторожно, сегодня -- неважно, по доброй воле или по настоятельной "просьбе" из-за океана -- заявляет претензии на роль регионального гегемона. Вплоть до фактического аншлюса Бахрейна. Это, кстати, очень не нравится катарцам. Однако, ссориться с принцем Бандаром без гарантий едва ли рискнут даже интриганы из Дома Ат-Тани. А гарантий нет.

И, наконец -- если предположить, что наши данные верны и принц Бандар всё-таки сделал выбор в пользу России, -- этот взрыв, скорее всего, должен был послужить прозрачным намёком вероятному лидеру Дома Саудов на тему "Не надо дружить с Кремлем". Или Кремлю, на тему "Это наша корова, и её мы доим".

На сегодняшний день большего сказать нельзя.

Но это лучше, чем ничего.

P.S.:

"По поступающим, пока не подтверждунным данным, среди погибших в результате теракта был и сам принц Бандар".