Зато в Советском Союзе не было нищих

На модерации Отложенный

"...А ещё в Советском Союзе не было нищих!" - крикнула мне в одном из ЖЖ-обсуждений какая-то дура. Она, дура эта, выставила на своих страницах сканы из журналов "Огонёк" и "Смена" за одна тысяча девятьсот семьдесят или восемьдесят какой-то год, рядом положила фотографии своих кукол и плюшевых мишек, оловянных солдатиков младшего брата, сюда же засунула фотографию своего школьного Букваря... А потом скромно встала в сторонке, как бы говоря: "Смотрите, какой у меня красивенький Советский Союз получился!" Красивенький, не буду спорить. Толпа юзеров, набежавших в её журнал, тут же пустила потоки розовой слюны: "...какая ты уси-пуси, Мариночка! Как красивенько! Какую страну потеряли!... Сволочи, дерьмократы..." - и далее, прямо, как в стихотворении Нестеренко:
...Ах, какая была держава!

Ах, какие в ней люди были!
Как торжественно-величаво
Звуки гимна над мiром плыли!...
...И алели над нами флаги...

А потом пришёл я. Были у меня в детстве и такие же солдатики, и такой же мишка плюшевый, и такой же Букварь. А у сестрёнки были такие же куклы. И назвал я её красивенький Советский Союз дерьмом. Потому, что был Совецкий Союз - дерьмом. А детство было детством, и оно было прекрасно.

У моего покойного друга, солиста команды "Принцип Неопределённости" Вадика Мазитова тоже было прекрасное детство, которое он вспоминал с теплотой и нежностью. А прошло это детство на поселении, в бараках, рядом с лагерем, из которого Вадькину мать освободили после того, как... Не важно, впрочем. Я - о другом: я - про дуру, которой я сказал, что сысысысэр был дерьмовым государством. А она стала со мной спорить. И крикнула в запале: "...А ещё в Советском Союзе не было нищих!" И я вспомнил...

1982 год, осень. Место действия - город Иркутск, центр, улица Карла Маркса (Большой проспект). Мне лет десять, и я спешу в хлебный - не знаю, почему, но почему-то тогда магазин называли не "булочная", а "хлебный". Я перехожу улицу в неположенном месте (а что делать? - так удобнее, да и машин на улицах тогда было значительно меньше) - перехожу от угла Киевской (4-й Солдатской) к углу Сухэ-Батора (Тихвинской). Булочная - pardon, хлебный - метрах в ста от угла. Сейчас там, где была эта булочная, расположено "Кафе №19". А на углу Карлы-Марлы и Суки-Батора тогда был магазин "Радуга", торговавший тканями.

И вижу я на углу, возле крыльца магазина, одноглазую старуху в сильно поношенном бордовом пальто; стоит одноглазая старуха в сильно поношенном бордовом пальто на углу, взгляд единственного глаза - в землю, и руку протягивает. Маленькую грязную ладошку ковшиком сложила - и ждёт, что ей туда кто-нибудь копеечку положит...

А я знаю эту одноглазую старуху, эту худющую одноглазую старуху в этом ужасном бордовом пальто и плюшевых бурках: она живёт в одном из соседних дворов - в том самом, где расположены гаражи обкома и облисполкома, где за массивными воротами стоят на приколе номенклатурные "членовозы" - совецкие лимузины марки "Чайка" (лет семь назад едва не соблазнился и не прикупил один из этих рыдванов).

Старуха живёт в этом дворе - там, в бывших конюшнях, переделанных под коммуналки, она и живёт. И знаю я об этом потому, что там же, в этих же коммуналках, живёт мой одноклассник Славка со своей матерью. Я к этому Славке постоянно бегаю: мы с ним сколотили две конуры для дворовых бобиков, постоянно шаримся на крыше и на чердаке этих самых коммуналок - а одноглазая тощая старуха нас гоняет. Гоняет не сильно - но мы её, всё равно, ведьмой называем.

А Славкина мать нам велела не обижать тощую одноглазую старуху: рассказала, что глаз ей выбило, когда она на какой-то фабрике или заводе работала - что-то там отлетело, попало в глаз - и нет глаза.

Так и ходит эта старуха - без глаза, без протеза даже; веко уже давно к глазнице приросло, жуть... Впрочем, старуха она - тихая и не вредная; шуметь начинает только тогда, когда видит нас на крыше: боится, что мы свалимся и шею себе сломаем...

И вот, я вижу эту старуху, стоящую на крыльце магазина "Радуга" с протянутой рукой. И в моей детской голове всё это не укладывается - потому, что в Советском Союзе нищих нет. Нет - и быть не может. Да и какая это нищая? - это же одноглазая старуха из Славкиного двора, я же её знаю!... А почему же она стоит с протянутой рукой, как нищая? Ведь в Советском Союзе нищих нет?... И быть не может?...

Я прошмыгнул мимо тощей одноглазой старухи в ветхом осеннем пальто цвета бордо, побежал в хлебный. Через десять минут я шёл обратно той же дорогой, и в сумке у меня лежали батон за 25 копеек, кирпич сеянки за 18 копеек - и пара рогаликов, по гривеннику за штуку. Ах, какая была держава / Ах, какие в ней цены были!... Я иду, и вижу, как у крыльца магазина "Радуга" остановилась милицейская машина, как из неё вышли два милиционера - они тогда ещё ходили, представьте себе, без дубинок - но в хромовых сапогах.


На фото: вот такие милиционеры были в Советском Союзе. И день своей милиции они отмечали 10 ноября, через три дня после главного революционного праздника. Фото из архива автора.

Я вижу, как милиционеры подходят к робко протянувшей руку одноглазой старухе, глядящей единственным глазом в землю, на носки своих ужасных обуток; я вижу, как, ни слова ни говоря, они, эти милиционеры, берут эту старуху под руки, едва не поднимая её над землёй; я вижу, как они садят её в задний отсек жёлтого с синей полосой "бобика" - в "стакан", как закрывают её там, как уезжают...

Вот и нет на углу возле "Радуги" нищенствующей одноглазой старухи. Нет - потому, что в Совецком Союзе нищих нет, и быть не может; потому, что в Советском Союзе построено общество развитого социализьма, при котором всё население сы-сы-сы-эр обеспечено всеми товарами первой необходимости. Потому, что нищие могут быть только в капиталистическом обществе. Точка.

...Одноглазая старуха с тех пор так и не появилась в том дворе, где в коммуналках, переделанных из старых конюшен, жил мой одноклассник Славка. Она исчезла навсегда. Куда? Не знаю... Через неделю в её бывшей квартире жили уже другие люди, а пожитки старухи - железную кровать, табурет, прикроватную тумбочку, шкаф с каким-то тряпьём - вынесли на свалку. Мой одноклассник Славка не побрезговал, покопался в этом барахле - нашёл солдатский орден Славы (вот такая игра слов!) III степени, и пару медалей - "За победу над Германией" и "За взятие Кенигсберга". Больше ничего ценного не нашёл.

Иллюстрация

Случилось это в эпоху развитого социализьма, в 1982 году, в октябре - задолго после всяких там "сталинских репрессий" и прочих кошмаров. В ту самую эпоху случилось, когда были и уже и олимпийский Мишка, и Чебурашка, и киношные Электроник, и Петров с Васечкиным, и таллинская фабрика игрушек "Norma", и "рот-фронтовская" апельсиновая жвачка, и пепси-кола. В такое доброе-доброе, красивенькое-красивенькое советское время нашего детства.

Права моя vis-a-vis: не было нищих в Совецком Союзе. Не было. Уж мы-то знаем, что не было - и знаем, почему их не было...