Перекрытие Ормузского пролива

В иранский парламент внесен законопроект, предусматривающий возможность, а при отдельных условиях - и обязательность - перекрытия Ормузского пролива. От слов и размышлений на эту тему иранские парламентарии перешли к делу.


Сказанное не означает, что законопроект в конечном итоге будет принят. Однако иранский парламент - серьезный орган, и точно не картонное сборище говорящих голов. Он вполне самостоятельный игрок в авторитарно-клерикальном государстве, которым является Иран, хотя в основном служит в качестве площадки для достижения тех или иных договоренностей внутри иранской элиты. Не единственной - но очень влиятельной.

Суть законопроекта заключается в том, что Иран закроет проход по фарватеру судам тех стран, которые поддержали эмбарго на поставки иранской нефти. То есть, перекрытие, если и будет применяться, будет носить выборочный характер. Здесь возникает сразу несколько вопросов.

Первый - и, пожалуй, главный - каким образом будет организована сепарация проходящих судов. Судно может принадлежать владельцу, расположенному в нейтральной стране, идти под совершенно иным флагом, иметь контракт на поставку груза в третью страну. Даже если исключить возможную реакцию на выборочное перекрытие, тотальная проверка всех проходящих по весьма узкому фарватеру судов автоматически создаст пробку, в которой будут нести убытки и потери суда и страны, не подпадающие под действие иранского закона.

Устроить "зеленый" и "красный" коридоры, как в аэропортах, невозможно - фарватер действительно узкий и действует по правилу выключателя - либо проходят все, либо не проходит никто. Теоретически досмотр и проверку судов можно начинать, как в "АвтоМаке" - задолго до пролива, но и тогда возникают проблемы - нужно будет отвлекать на досмотр слишком большие силы, да и суда могут проходить до пролива вне 12-мильной прибрежной зоны территориальных вод Ирана, заходя в неё лишь перед самым проливом.



В общем, сугубо технически выполнить этот закон будет весьма проблематично.

Второй момент - перекрытие в любом формате пролива будет воспринято однозначно, как недружественный акт - с соответствующей реакцией Запада. Единственное противодействие, которое возможно в этом случае без военных ударов по Ирану - создание охраняемых конвоев. Нападение же на конвой при попытке его досмотреть будет означать акт агрессии с автоматическим переводом Ирана в агрессоры - и тут уж вряд ли кто рискнет применить право вето в Совбезе. Произойдет то, о чем мечтают США и Запад - окончательный "развод" России, Китая и Ирана и невозможность каких-либо союзнических отношений между ними. Иран автоматически оказывается в международной изоляции.

В этом смысле для США законопроект крайне полезен и выгоден, так как иранцы сами себя загоняют в тупик, из которого выбраться невозможно - сдать назад будет означать потерю лица. Именно поэтому реакция Штатов на информацию пока весьма вялая и в некотором роде даже заинтересованная - ну-ка, ну-ка ребята,..

Вряд ли этого не понимают в Иране - и поэтому, скорее всего, законопроект не пройдет все положенные процедуры и будет принят. А если и будет - то вероятно, в него внесут ряд дополнений, которые разрешат перекрытие лишь при наступлении определенных условий - то есть, в случае войны. А это и без закона будет сделано, так как ничего другого Ирану не останется.

Уже поэтому практическая ценность законопроекта равна нулю и призвана лишь продемонстрировать активность Ирана перед очередной встречей "шестерки" по поводу иранской ядерной программы. Пока ход Ирана представляется слабым и совершенно бесполезным - хотя, возможно, там есть и какие-то иные, не видимые пока подводные камни и течения.