Глобализм и антиглобализм

На модерации Отложенный

Глобализация — это возникновение единой мировой экономики, единого мирового рынка — такого, какими были раньше национальные рынки, то есть единого рынка капитала, единого рынка товаров и услуг, единого рынка рабочей силы. И национальные границы никак не должны мешать этому единству. Это — естественный и неизбежный процесс, его предсказал ещё Маркс 150 лет назад. Не случайно МВФ, когда он озаботился теоретическим обоснованием «глобализации», сослался на «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса.

Глобализация экономики привела к тому, что реальная власть от политиков в парламенте и исполнительных структурах переместилась в финансовые институты: МВФ, Всемирный банк (ВБ) и транснациональные корпорации (ТНК). Государство минимизировало свое вмешательство в экономические и финансовые процессы и тем самым, по сути, стало только регулятором юридических контрактов и аппаратом подавления недовольных. Так, экономика и политика всё меньше определяются внутри государств и всё больше внутри МВФ, ВБ, ВТО и ТНК.

Появления антиглобализма — прямое следствие экономических кризисов, сотрясавших мир в последнее десятилетие. Противоречия, заложенные в экономику развивающихся стран с подачи МВФ, ВТО и ВБ, стремительный рост валютных, кредитных и фондовых рынков привели к закономерному результату такой политики — финансовому кризису 1997 года в странах Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Гонконг), дефолтам в России — 1998, Бразилии — 1999, Турции — 2000, Аргентине — 2001, Венесуэле — 2002. Экономические кризисы сопровождались целым рядом политических волнений: Индонезия 1998-го года, Боливия 2000-го, Аргентина и Венесуэла 2002-го. Кроме того, непрекращающиеся войны в Африке, арабо-израильское противостояние и оживление международного терроризма. Плюс ко всему Афганистан, Ирак, Чечня и Югославия.

Впервые об антиглобализме заговорили в начале 1994 года, когда на юге Мексики поднялось индейское восстание, возглавляемое субкоманданте Маркосом. 1 января 1994 года, в день подписания Мексикой торгового соглашения с США и Канадой, которое предусматривало освоение нефтяных промыслов и древесины в штате Чьяпас, люди в черных масках захватили столицу штата Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас. Первые же публичные заявления и письма Маркоса, адресованные всем известным людям планеты, вызвали восторг левых. Он говорил о смерти ТНК и утверждал, что идет Четвертая Мировая война (Третья, по его мнению, закончилась развалом СССР и уничтожением соцлагеря). Его призывы и идеи нашли горячий отклик, и на первый же съезд поддержки, проведенный в Испании, приехало пять тысяч делегатов от множества общественных организаций. Так была создана Сапатистская армия национального освобождения, названная в честь мексиканского героя гражданской войны 1917 года Сапаты. Именно с Маркосом в середине 90-х ассоциировали себя те, кто позже стал себя именновать антиглобалистом.

Вопреки логике, антиглобализм зародился вовсе не в Азии, Латинской Америкой или странах бывшего СССР, по экономикам которых паровым катком проехался финансовый кризис 1997-1998 годов, а в спокойной и респектабельной Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, или сокращенно «АТТАК-Франция». В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации «Движения безземельных» (Бразилия), «Политического и информационного центра международной солидарности» (Южная Корея), «Женского движения» (Канада), «Фермеров крестьянской организации Karnathaka» (Индия), «Международного форума альтернатив» (Бельгия). Главным требованием новоиспеченных антиглобалистов стало введение «налога Тобина», предложенного Нобелевским лауреатом экономистом Джеймсом Тобином еще в 1972 году. Антиглобалисты подсчитали, что если обложить «налогом Тобина» в 0,1% все финансовые операции на Земле, то ежегодно можно получать до 160 миллиардов долларов и использовать их для борьбы с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Борьба за введение «налога Тобина», по мнению учредителей «АТТАК-Франция», могла бы объединить самые различные общественные организации и политические партии.

Так и случилось; со временем в ряды «антиглобалистов» влились: марксисты, пацифисты, защитники животных, анархисты, «зеленые», изоляционисты, представители сексуальных меньшинств, профсоюзные организации, приверженцы притесняемых религий, представители молодежных, экологических, студенческих и антивоенных движений, борцы за права человека, защитники прав потребителей, националисты, противники абортов, безработные и пр. В 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций. Такая разобщенность свидетельствует о том, что взять движение под контроль не удастся никакой партии, корпорации или правительству. Антиглобалистское движение слишком глобализовано, децентрализовано и разнородно.

Тактика антиглобалистов – протестные движения, которые они провели в ряде городов мира: все зависит от того в каком городе проходят международные экономические форумы. И некоторые из них были вполне успешными. В частности в конце ноября 1999 года в Сиэтле демонстрантам удалось сорвать подписание «многостороннего соглашения об инвестициях», которое предусматривало, что ТНК будут стоять над национальным законодательством. То есть если ТНК не хотят платить зафиксированный местными законами минимум заработной платы — то и не будут. А если придется заплатить — ТНК может содрать с государства штраф за «причиненный ущерб», упущенную выгоду и т.п. Что это значит, легко увидеть из дела «“Этил” против Канадской Федерации». Американская корпорация «Этил», пользуясь договором НАФТА, предъявила иск правительству Канады на 250 млн долларов за то, что правительство запретило использование производящейся «Этил» добавки к бензину «МНТ». Эта «МНТ» отравляет окружающую среду и портит автомобильное оборудование по очистке выхлопных газов. «Этил», таким образом, заставляет автовладельцев постоянно покупать новое оборудование…

Однако тон антиглобализма резко изменился после нью-йоркских терактов в сентябре 2001 года, когда любой политический экстремизм, не только уличный, стали запросто уподоблять терроризму. Вот почему в умеренных гражданских ассоциациях созрело решение полностью отмежеваться от разного «анархистского сброда, радикалов левого, правого и любого толка». Старое название «антиглобалисты» теперь оставлено «камнеметателям» и «поджигателям», чьи провокации якобы «привели к криминализации диссидентских движений». Главный мыслительный центр – ATTAК-Франция предложила новый термин: альтерглобалисты – «другие глобалисты». Это не только смена имени, но и смена программы: альтерглобалисты, понимая, что «глобализация» обусловлена объективными причинами, выступают не против последней, а против того сценария, по которому ТНК развивают её. ТНК добились открытия границ для свободного перемещения капиталов (в частности, в оффшорные зоны, где можно прятать украденные миллиарды), но резко затруднили въезд в развитые западные страны извне. То есть: свобода для капитала — и отсутствие свободы для рядовых граждан.

На сегодняшний день участники альтерглобалистского движения достаточно четко декларируют один из своих главных лозунгов — глобализация, но с четко заданными социальными параметрами, под контролем гражданского общества в каждой стране. Их базовая программа-минимум[1] выглядит следующим образом:

- списание долгов развивающихся и бывших коммунистических стран;

- выработать новые правила международного кредита, запрещающие выдвигать условия, ограничивающие суверенитет;

- заменить МВФ и Мировой банк системой региональных банков, построенных на демократической основе, в равной степени подотчетных странам-участникам; - отказаться от уничтожения цивилизаций, альтернативных западной;

- обложить налогом финансовых спекулянтов;

- повысить заработную плату в странах с зависимой экономикой.

Программа – максимум не отличается новизной, и больше напоминает лозунги восьмидесятилетней давности: империализм – на кладбище, общество — без эксплуататоров и эксплуатируемых.

 

Примечания

1 Андерсон У. Нет ничего более глобального, чем антиглобализм//Антиглобализм.com 2009.