Начало Сталинградской битвы...
Семьдесят лет тому назад началось Великое сражение за Волжскую твердыню...

Сталинград горел. Огонь пожирал все, что могло воспламеняться: дома, деревья, корабли на рейде, горела даже поверхность Волги. 2000 налетов сотен машин с паучьей свастикой на борту сделали свое черное дело. Город, опаленный, обугленный, лежал в руинах. Город был уничтожен, но не сдавался. Каждая руина становилась крепостью, которую нужно было защищать. И каждый шаг был полит кровью. Совершался ежедневный, ставший историческим подвиг защитников Сталинграда.
Почти 200 дней и ночей – с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 – бушевала великая Сталинградская битва, которую правомерно назвать сражением века. Земля превратилась в поле смерти, на котором столкнулись главные силы Красной Армии и германского вермахта. Здесь решалась судьба человечества.
Беспримерный подвиг героев Сталинграда высоко оценил президент США Франклин Делано Рузвельт: «Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны». Сталинград сделался символом непобедимости Советского Союза, который нес «основную тяжесть борьбы и самые большие потери» – так писал в августе 1942 Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину американский президент.
Всемирно-историческое значение подвига Сталинграда было признано всем прогрессивным человечеством. Английский политический деятель Гарри Поллит подчеркивал исключительную роль Красной Армии: она «творит грандиозные дела, которые сделали бессмертным само название «Сталинград». И это понимают у нас в Англии». Мнение англичан адекватно выразил в своей книге «Дорога войны» бывший офицер Р. Сквайрс: «Герои Сталинграда борются не только за Россию, но и за всю Европу, стонущую под игом нацизма, и за нас, англичан». Рокуэлл Кент, передавая коллекцию своих картин, искренне признался: «Как американец, я убежден, что все мы в большом долгу перед советским народом, а если выразить одним словом – за Сталинград». По мнению корреспондента ливанской газеты «Сади-аш-Шабаб», Сталинград – «это уже не только русский город, это город всех людей, одна из цитаделей цивилизации». Недаром именем города-героя названы улицы и площади многих городов мира. Значение победы Красной Армии в Сталинградской битве точно определил один из руководителей Итальянской коммунистической партии Луиджи Лонго: «Это было началом конца нацизма». Страшный вал войны, развязанной гитлеровским фашизмом, под ударами советских войск покатился обратно, на Запад. А слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира.
За ходом кровопролитной Сталинградской битвы следил весь мир, особенно Великобритания, которая тогда опасалась нападения гитлеровских войск. Огромную аудиторию имело английское радио: сразу за выпуском «Последние известия» в лучшее для передач время – в 21 час – следовал «Комментарий из России» журналиста А.Варта, с симпатией относившегося к Советскому Союзу. Популярная газета «Дейли миррор» на первой странице печатала аршинными буквами заголовок «Сталинград» и сведения о ходе боев.
Сталинградская битва никого не оставила равнодушным. Уоррен Кимболл, доктор философии, профессор истории университета Рутгерса в штате Нью-Джерси, рассказал о воздействии на кинозрителей двух документальных фильмов о Сталинградской битве. Советский фильм шел под названием «Героический Сталинград – город, который остановил Гитлера». Второй фильм – «Битва за Россию» – был создан также в 1943 году по поручению начальника Генштаба армии США Джорджа Маршалла. Героическая борьба за город на Волге воинов Красной Армии и всего советского народа вызвала потрясение. Снимки мужественных военных кинооператоров способствовали тому, что на Западе изменился взгляд на так называемый Восточный фронт. В течение нескольких месяцев англичане узнавали о Сталинградской битве также из еженедельных выпусков кинохроники. (Прямые съемки боев на фронтах унесли жизнь 40 русских кинофотодокументалистов.)
Филипп Белл, профессор Ливерпульского университета, воспроизводит в своих воспоминаниях две заметки, опубликованные с интервалом в 3 недели. Корреспондент консервативной газеты «Дейли телеграф», побывавший в Сталинграде, 18 января 1943 г. в своем репортаже пишет: «Здесь, на самой окраине Европы, несколько замечательных гвардейских дивизий и отрядов местного ополчения, ставшие могучим, кровоточащим сердцем всей России, спасли европейскую культуру, а тем самым, может быть, и нашу Англию».
Другой корреспондент на страницах левой газеты «Дейли геральд» 10 февраля 1943 поистине пророчествовал: «В грядущих веках школьникам всего мира будут рассказывать о Сталинграде… Но за истекшее время изменилось название города. Никто больше не восхищается Сталиным, исчезли памятники ему. Мысль, будто Красная Армия спасла европейскую культуру и Англию, кажется нам сегодня (т. е. спустя века. – Н.С.) странной и притянутой за уши». Корреспондент в своем пророчестве ошибся только в одном: прошли не века, а каких-нибудь неполных 20 лет – и его предсказание стало чудовищной реальностью… И с чувством неловкости за нашего ученого историка читаешь: «В 1943-м у стен Волгограда развернулась Сталинградская битва…»
А вот французы не переименовывали ни площадь «Сталинград», ни станцию метро «Сталинград». Да и прах своего императора Наполеона из собора не выносят, памятники ему не крушат, анафеме на каждом углу не предают, хотя потери, понесенные французской нацией во многих наполеоновских походах, были неисчислимы.
Благодарность Сталинграду выражалась и в тысячах подарков из многих стран мира. Один из них поистине уникален: это Почетный меч – дар английского короля Георга VI, который исполнил волю своего народа, требовавшего от правительства достойной награды городу-герою. Для консультаций приглашались директор Музея королевы Виктории, начальник Королевского монетного двора и члены гильдии мастеров золотых дел. Почетный меч с двуручным эфесом и инкрустированными ножнами был выкован потомственными оружейниками Англии, а затем показан во многих городах страны. Выгравированная на клинке надпись: «Подарок короля Георга VI людям со стальными сердцами – гражданам Сталинграда в знак уважения к ним английского народа» – выражала восхищение англичан победой советских людей. Газета «Ивнинг стандарт» (от 13 февраля) отдала должное и русским генералам – это «сыновья крестьян и рабочих. Им приходилось с юных лет упорно трудиться, чтобы обрести те шансы, которые сыновьям других стран кладутся в колыбель».
Одним из удивительных, феноменальных событий в истории английской столицы было празднование 23 февраля Дня Красной Армии. Жители Лондона вышли на демонстрацию в честь армии-победительницы. Советские флаги развевались над общественными зданиями; не раз звучал «Интернационал». Газета «Ньюс кроникл» констатировала: «Сталинград был победой Сталина и той системы, которую он представлял».
А Почетный меч был вручен И.В.Сталину на Тегеранской конференции, проходившей 28 ноября – 1 декабря 1943 года. Премьер-министр Великобритании Уинстон Леонард Спенсер Черчилль, президент США Франклин Делано Рузвельт и Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин – эта «Большая тройка» прибыла в Тегеран, столицу Ирана, для обсуждения масштабных и жизненно значимых проблем.
Наиболее важной Сталин считал операцию «Оверлорд» – открытие Второго фронта, а также создание Организации Объединенных Наций, которая должна была гарантировать мир на планете. В число руководителей этой международной организации Рузвельт предложил, кроме США, СССР и Англии, ввести Китай: «Лучше иметь 400-миллионный китайский народ в качестве друга, чем в качестве возможного врага». А вот вопрос о Втором фронте Черчилль «утопил» в риторике. Об этом с огорчением говорил по возвращении в Англию лорд Бивербрук, участник Московского совещания 1943 года. Второй фронт был открыт лишь 6 июня 1944 года, когда союзникам стало ясно, что советские войска способны и без их помощи завершить разгром фашистской Германии.
Торжественная церемония вручения Почетного меча Сталинграду состоялась в конференц-зале советского посольства 29 ноября и была обставлена с подчеркнутой пышностью. В переполненном зале находились руководители армий, флотов и авиации держав – участниц антигитлеровской коалиции. «Большую тройку» сопровождал Почетный караул. Оркестр исполнил советский и английский государственный гимны. Врученный Черчиллем меч Сталин поцеловал и от имени граждан Сталинграда выразил глубокую признательность и благодарность за этот ценный подарок «Его Величеству королю».
Черчилль, назвав Сталинград символом мужества и стойкости русского народа, подчеркнул, что это также и символ величайшего человеческого страдания. Поэтому он считает, что эти страшные руины нужно оставить нетронутыми – они будут предупреждением грядущим поколениям. Однако Сталин твердо заявил: город будет отстроен и станет «Памятником победе жизни».
Спустя 20 лет после великой Победы мне довелось побывать в городе, который раньше назывался «Сталинградом». В утренних лучах солнца сияли дома, облицованные розовым туфом; прямые проспекты утопали в зелени (а ведь когда-то уцелело только одно дерево!); появились новые названия – аллея Героев с Братской могилой защитников города; улица Мира, улица Героя Советского Союза – командира пулеметной роты Рубена Ибаррури – сына знаменитой Пассионарии. Ольга Берггольц писала о нем:
Пассионарии сын и солдат,
Он в сорок втором
защищал Сталинград,
Он пел, умирая за эти края:
«Россия, Россия, Россия моя…»
И памятники: героям-защитникам города; Танковая башня на пьедестале; на Мамаевом кургане, где вела упорные бои против врага 62-я армия, установлен памятник Матери-Родине скульптора Е.В.Вучетича. Отстроен и знаменитый Дом Павлова, которым на площади 9-го Января в 1943 овладели под носом у немцев чет веро бойцов из 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева во главе с сержантом Павловым Яковом Федотовичем и защищали его 58 дней! (Сравним: Франция была захвачена гитлеровцами за 44 дня, Польша – за 17 и за 3 дня – Бельгия.) И.В.Сталин выполнил свое обещание: город его имени, подобно Фениксу, возродился из пепла.
…Тегеран-43 сыграл весомую роль в утверждении послевоенного мира. Однако сердце древней иранской цивилизации и по сей день остается местом напряженной борьбы и поиска компромиссов на пути к будущему миропорядку. Целью сохранения мира во всем мире было проведение и Ялтинской конференции (4–11 февраля 1945 г.).
А на конференции в Потсдаме, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945, место за столом переговоров заняли уже новый президент США Гарри Трумэн и новый премьер-министр Англии Клемент Ричард Эттли. С завершением войны против общего врага здесь явственно проявились коренные противоречия между государствами с различными общественно-политическим системами. Пестрая мозаика исторических концепций Запада в освещении и оценках событий и фактов Второй мировой войны – это не только отражение меняющейся мировой конъюнктуры: здесь играет превалирующую роль использование метода исторического познания, который органически связан с мировоззренческой позицией исследователя. Историки и мемуаристы Запада стали уменьшать значение Сталинградской битвы.
Была создана целая система фальсификации, которая началась почти сразу же после окончания войны: ведь история – средство не только познания, но и борьбы. Путем умолчания или глубокого искажения фактов западные авторы отрицают решающий характер наступательных операций Красной Армии, а все блестящие победы в ходе войны относят к действиям англо-американских войск.
Субъективизм многих историков Запада проявляется в стремлении приспособиться к изменяющимся политическим обстоятельствам современности. Отсюда проистекают мнения о том, что США и Англия допустили ошибку, вступив в единый блок с СССР против Германии. Авторы этих высказываний были не столь уж далеки от истины: вскоре после разгрома вермахта Черчилль намеревался «исправить» эту ошибку. Именно в это время, как стало известно впоследствии, Черчилль давал указание фельд маршалу Монтгомери: «…старательно собирать германское оружие и складывать так, чтобы его легко можно было раздать германским солдатам, с которыми нам пришлось бы сотрудничать, если бы советское наступление продолжалось», – читаем мы в Daily Gerald от 24 ноября 1954 года. Отсюда следует вывод: у Англии нет постоянных союзников, каким тогда был СССР, а есть «только постоянные интересы».
Реакционные силы Запада и Америки, создавшие агрессивный блок НАТО, взяли курс на усиленную пропаганду мифа о нынешней русской военной угрозе и охотно берут на вооружение клеветнические измышления вермахта о том, что Германия якобы вела всего лишь «превентивную» войну против СССР.
Чудовищное измышление о Второй мировой как войне между двумя тоталитарными монстрами – Гитлером и Сталиным, стремившимися поделить весь мир, распространяются повсюду. Но «в Европе вряд ли посмели бы глумиться над нашей Победой, – утверждает историк и политик Н.А.Нарочницкая, – если бы этого не начали делать российские либералы». Это беспрецедентный случай в отечественной истории – в высшей степени безнравственное и позорное явление.
Разгром фашизма – тема неисчерпаемая. Важно знать все точки зрения: это даст полное представление о трагедии, пережитой народами. Но нельзя извращать реалии того времени. Это кощунственно для тех, кто погиб; оскорбительно для живых фронтовиков; это отрава, которая убивает у молодежи патриотические чувства верности, преданности Родине.
Историческая правда только одна, она не допускает отступления от объективной истины и ее искажения. Мир должен помнить: советский народ спас мировую цивилизацию. Годы Великой Отечественной войны – это священный, тяжкий и героический эпос: тогда в течение 1418 дней воевала вся Советская страна – от мала до велика. И если мы хотим иметь будущее – надо свято хранить память о прошлом.
После победы советских войск в битве под Сталинградом британский премьер-министр Уинстон Черчилль передал Сталину символический меч, который был назван «Сталинградом» в честь непокоренного русского города.
Комментарии
Такова ПРАВДА.