Как вопрос о «геноциде армян» протащили в Политбюро ЦК КПСС

На модерации Отложенный

Работая в архиве Министерства национальной безопасности, мне удалось ознакомиться со стенограммами заседаний Политбюро ЦК КПСС, проведенных в 1980-х гг.

Среди документов советского периода, полученных из различных архивов России, я обнаружил крайне интересные материалы. Кстати, ценные документы, собранные фондом известного исследователя, генерала Д.Волкогонова из российских источников, целиком хранятся в этом архиве.

Учитывая, что приводимые нами ниже материалы заинтересуют читателя, мы без изменений публикуем протокол заседания Политбюро от 21 февраля 1985 года, на котором обсуждался вопрос "О мерах, связанных с 70-летием армянского геноцида".

Здесь заслуживает внимания ряд очень интересных моментов. Во-первых, проармянские настроения Михаила Горбачева стали проявляться еще до того, как он был избран генсеком КПСС. В то время, по причине болезни Константина Черненко заседания Политбюро вел Горбачев, который был вторым человеком в партии. И то, что вопрос "армянского геноцида" попал в повестку дня Политбюро, является "заслугой" именно этого человека. Так, из второй стенограммы становится ясно, что вопрос был обсужден в секретариате ЦК КПСС под руководством Горбачева и далее был рекомендован для внесения в повестку Политбюро.

Другой интересный момент связан с отношением членов Политбюро к обсуждаемому вопросу. Несмотря на серьезные попытки М.Горбачева и К.Демирчяна, Политбюро не дало согласие на объявление 24 апреля "Днем памяти жертв геноцида". Такие опытные члены Политбюро, как Н.Тихонов, А.Громыко, В.Гришин, выступили против этой инициативы. С другой стороны, А.Громыко, как политик, долгое время руководивший советской внешней политикой, события 1915-1924 годов расценивал как относящиеся не только к султанской Турции, но и к царской России.

Почему-то сегодня об этой крайне важной стороне данного вопроса никто не вспоминает. А ведь приводимый нами ниже документ еще раз указывает на ту роль, которую сыграл М.Горбачев в оккупации армянами азербайджанских территорий и покровительстве сепаратистскому движению в Нагорном Карабахе.

Доктор исторических наук, профессор Джамиль ГАСАНЛЫ

 

"Сов. секретно

Экз. единственный

(Рабочая запись)

ЗАСЕДАНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС

21 февраля 1985 года

Председательствовал тов. ГОРБАЧЕВ М.С.

Присутствовали т.т. Алиев Г.А., Воротников В.И., Гришин В.В., Громыко А.А., Романов Г.В., Соломенцев М.С., Тихонов Н.А., Демичев П.Н., Долгих В.И., Кузнецов В.В., Пономарев Б.Н., Чебриков В.М., Зимянин М.В., Капитонов И.В., Лигачев Е.К., Рыжков Н.И.

6. О мероприятиях в связи с 70-летием геноцида армян.

ГОРБАЧЕВ. Этот вопрос обстоятельно рассматривался на заседании Секретариата ЦК. Как вы, вероятно, знаете, 50-летие геноцида в нашей стране не отмечалось. И это вызвало значительные негативные проявления. В свое время вопрос о 60-летии геноцида обсуждался у Леонида Ильича Брежнева и Михаила Андреевича Суслова. Тогда были намечены мероприятия, получившие одобрение в Центральном Комитете партии. Теперь, когда 24 апреля 1985 года исполняется 70 лет со времени геноцида армян, организованного правящими кругами султанской Турции, ЦК КП Армении внесло предложение о проведении дополнительных мероприятий. Эти предложения, как считают партийные органы республики, направлены на то, чтобы снять обвинение классового противника, состоящее в том, что Советское правительство якобы не определило своего отношения к геноциду. По этому вопросу буржуазной прессой поднята большая шумиха. Палата представителей США приняла резолюцию об объявлении 24 апреля "Днем бесчеловечного отношения к человеку и геноциду армян". Активно действуют в таком же направлении и правительственные круги Франции и ряда других стран. В связи с этим ЦК КП Армении предлагает с учетом опыта проведения 60-летия геноцида в 1975 году издать Указ Президиума Верховного Совета Армянской ССР об объявлении 24 апреля "Днем памяти жертв геноцида", а также предусмотреть выступление первого секретаря Компартии Армении по радио и телевидению с публикацией текста его выступления в республиканской печати.

Скажу прямо, что на Секретариате ЦК мы, ясно понимая все плюсы и минусы, которые повлечет за собой издание такого рода республиканского указа, решили внести этот вопрос на рассмотрение Политбюро ЦК КПСС.

ДЕМИРЧЯН (первый секретарь ЦК Компартии Армении). Прежде всего я хочу сказать, что этот вопрос является очень сложным и серьезным. Он волнует практически все население республики, а также армянские колонии за рубежом. Надо учитывать, что за рубежом (в Ливане, США, Франции, Сирии, Канаде и ряде других стран) сейчас проживает около трех миллионов лиц армянской национальности.

ЦК Компартии республики готовится к мероприятиям, связанным с 70-летием геноцида, учитывая опыт организации этих мероприятий в прошлом. Здесь хотелось бы напомнить, что 50-летие геноцида армян вылилось в нашей республике в очень опасные действия, когда около 100 тысяч демонстрантов вышли на улицу и потребовали заявления Советского правительства о его отношении к событиям 1915 года. В 1965 году было принято решение построить памятник жертвам геноцида, на который ежегодно возлагаются венки. Каждый год в такого рода процессиях участвует до 200-300 тысяч человек. Учитывая это, ЦК КПСС поручил нам разработать соответствующие мероприятия. Разрабатывая указанные мероприятия, мы исходили из того, что надо сделать процесс поминовения жертв геноцида более управляемым.

Здесь уже говорилось, что ситуация вокруг 70-летия геноцида усиленно нагнетается ЦРУ и другими подрывными организациями. Развернута широкая кампания по фальсификации истории, организуются конференции, в том числе и международные, издаются публикации, ведутся телепередачи. Кое-кто утверждает даже, что происходило якобы избиение не армян, а турецкого населения армянами, перешедшими на сторону русских. Усиливают свою антисоветскую пропаганду дашнаки. Все это, как показывает поступающая по различным каналам информация, чревато опасностью и может осложнить идеологическую ситуацию в республике в день 70-летия геноцида. Следовательно, от нас требуется проведение соответствующих контрмер, включая принятие Указа о Дне памяти геноцида.

ТИХОНОВ. В соответствии с этим указом такой день будет проводиться ежегодно?

ДЕМИРЧЯН. Да, ежегодно. Мы вообще ежегодно возлагаем венки к памятнику жертвам геноцида и проводим минуту молчания. Кроме того, предполагается 10-12-минутное выступление первого секретаря ЦК Компартии Армении. Это в дополнение к тем мероприятиям, которые проводятся у нас ежегодно.

Хочу еще раз подчеркнуть, что наши предложения связаны прежде всего с широким размахом кампании за рубежом. В последнее время дашнакское движение объединилось. Под диктовку спецслужб США дашнаки стараются обвинить нашу страну и республику в равнодушии к геноциду 1915 года с расчетом дезориентировать общественность и вызвать среди армян антисоветские настроения. Проникают, конечно, такие настроения и в Армению, прежде всего по линии обучающихся у нас зарубежных студентов, а также по линии армян, иммигрировавших в нашу республику.

Недавно, обсуждая на Пленуме ЦК Компартии Армении мероприятия по реализации постановления ЦК КПСС об улучшении идеологической работы, мы прямо заявили о том, что дашнаки являются непримиримыми врагами советского строя и Советской Армении. Надо сказать, что дашнаки немедленно подняли по этому поводу дикий вой. Очень негативно ведет себя и Турция. В частности, посол Турции в США попросил конгрессменов отменить свое решение о дне геноцида армян. Вместе с тем идет засылка к нам всякого рода террористов, а также делаются попытки организовать террористические выступления против советских дипломатических представительств за рубежом.

Мы считаем, что наши предложения помогут лучшей организации работы, которая не позволит допустить, чтобы 70-летие геноцида армян было использовано в антисоветских целях.

ТИХОНОВ. Как вы считаете, ваше выступление по радио и телевидению не послужит еще большему разжиганию розни между армянами и турками?

ДЕМИРЧЯН. В этом выступлении мы говорим обычно об успехах Советской Армении и о том, что геноцид армян был организован реакционными правящими кругами султанской Турции.

ГРИШИН. Семьдесят лет мы обходились без Указа Президиума Верховного Совета республики по этому вопросу, а теперь предлагается принять указ. Зачем это нужно делать?

ДЕМИРЧЯН. Мы тщательно анализируем обстановку, складывающуюся в республике. Дело в том, что все слои населения Армении глубоко переживают геноцид. Практически нет ни одной семьи, в которой не было бы жертв геноцида. Что касается указа, то он нужен потому, что сейчас исключительно острой стала нагнетаемая реакционными силами обстановка за рубежом.

ТИХОНОВ. А не нагнетается ли эта обстановка в республике сверху?

ДЕМИРЧЯН. Эта тема не сходит ни из умов и ни из сердец армянского народа. Причем я особенно хочу подчеркнуть, что мероприятия, которые намечается провести в республике, не имеют антитурецкой направленности. Каждый раз на улицу выходят 250-270 тысяч человек. Мы хотим управлять этим процессом.

ГОРБАЧЕВ. Послушаем, что может нам сказать представитель КГБ.

БОБКОВ Ф.Д. (заместитель председателя КГБ СССР). После выступления т.Демирчяна К.С. мне мало что остается добавить. Скажу только, что раньше, до 1965 года, эта проблема так остро не стояла. Но, как известно, в 1965 году поминовение жертв геноцида вылилось в массовые беспорядки. Как вы, видимо, помните, 5-тысячная толпа ворвалась в театр, где проводилось собрание, посвященное памяти жертв геноцида, и учинила бесчинства. После этого в 1967 году был сооружен памятник жертвам геноцида. На открытие его собралось более 200 тысяч человек. К 60-летию геноцида было проведено много мероприятий, в том числе по линии ЦК Компартии Армении, Президиума и Совета Министров республики. По данным, которыми мы располагаем, в 70-летии геноцида могут принять участие до 300 тысяч человек.

Здесь возникал вопрос, а что изменилось за это время? Отвечу на него. Во-первых, появилось много заявлений буржуазных деятелей о необходимости отметить день памяти геноцида, в том числе и в антисоветском духе. Во-вторых, во много раз усилилась работа всякого рода антисоветских групп, в том числе на территории Армении. Около ста представителей этих групп пришлось арестовать или профилактировать. В-третьих, наблюдается определенное подогревание этого вопроса и со стороны турецких властей, которые даже пытаются доказывать, что геноцид был спровоцирован самими армянами. В-четвертых, не может не настораживать рост террористических действий, особенно со стороны так называемой "Армянской террористической армии освобождения". Нами арестована в связи с этим группа иностранных студентов.

Вот почему предлагаемые ЦК Компартии Армении дополнительные меры будут содействовать лучшей организации населения и позволят нам взять инициативу в свои руки.

ГРОМЫКО. Мы должны обсудить этот вопрос без эмоций. Конечно, это было гнусное преступление султанской Турции и русского царизма. Но, как известно, при Ленине, который возглавлял наше государство в течение шести лет, такого рода вопросы, связанные с геноцидом, не возникали.

ПОНОМАРЕВ. Но тогда в Турции была революция.

ГРОМЫКО. Это была буржуазная революция. Поэтому сейчас возникает вопрос, а надо ли нам увековечивать такое отношение к Турции? Я думаю, что дашнаки ненавидят Советскую власть больше, чем турок. Так что они и их вопли не могут быть для нас критерием. Причем все, что делается за рубежом, все это делается в погоне за голосами зарубежных армян. Поэтому ссылки на всякого рода акции, проводимые в зарубежных странах, на мой взгляд, не являются убедительными.

В то же время, конечно, какой-то выход чувствам народа надо дать. Но надо ли это делать путем издания республиканского указа? Ведь такой указ должен ввести постоянный День траура. Но нужно ли это закреплять в законе? Ведь сколько бы мы тогда в нашей стране имели траурных дней, начиная с нашествия Батыя! Как вы знаете, мы даже день смерти В.И.Ленина не отмечаем. Вот почему в необходимости издания республиканского указа я очень сомневаюсь.

В записке ЦК Компартии Армении содержатся предложения поместить статью о геноциде в союзной печати. Мне кажется, что не следует вводить в это дело нашу "тяжелую артиллерию". В Армении что-то нужно делать, в том числе и, возможно, опубликовать выступление первого секретаря ЦК Компартии Армении, а на все остальное вряд ли нам надо давать согласие. Ведь если бы турки поставили на своей территории ядерные ракеты, направленные против Советского Союза, то это было бы куда опаснее.

В заключение я хотел бы сказать, что надо еще посмотреть все эти предложения и провести все мероприятия по минимуму, еще раз тщательно продумав необходимость каждого из них.

ЗИМЯНИН. Я как редактор "Правды" в свое время публиковал редакционные статьи по этому вопросу. В них геноциду был посвящен всего один абзац. Сейчас же явно видно, что США хотят нас стравить с Турцией. Мы этого допустить не можем. Я не участвовал в обсуждении данного вопроса на заседании Секретариата ЦК, но думаю, что какие-то мероприятия нам провести там все-таки надо. Но провести их надо исключительно в общественном, а не в государственном порядке. Для меня ясно, что республиканский указ будет актом враждебным по отношению к Турции. Он приведет к несомненному обострению советско-турецких отношений. Мы от этого ничего не выиграем. Поэтому т.Демирчяну К.С. и ЦК Компартии Армении надо взять инициативу в свои руки, действовать с классовых позиций. Причем все мероприятия должны проводиться в Армении по линии общественности без каких-либо выпадов по отношению к Турции.

В целом я стою за то, чтобы мероприятия, посвященные 70-летию геноцида, были проведены лишь в историко-общественном плане.

ТИХОНОВ. Когда я прочитал предложения ЦК Компартии Армении, то не на шутку встревожился. У нас только что началось налаживание отношений с Турцией. Во время моего пребывания в этой стране турецкие руководители называли Советский Союз дружественной державой и заявляли о том, что они не допустят на своей территории установления ракет, направленных на нашу страну. Мне ясно, что республиканский указ создаст напряженность в советско-турецких отношениях и вольно или невольно привяжет к этому Москву. Спрашивается, а кто от этого выиграет? Ясно, что выиграют американцы.

Во время моего пребывания в Турции президент и премьер-министр этой страны минут 40 жаловались мне на актитурецкие настроения в Армении, ссылались на выступления официальных лиц в этой республике. Ясно, что нам этого допускать нельзя. Вообще надо хорошо помнить, что у турок находятся и Дарданеллы, и Босфор, и что у них есть возможность на основе договора, подписанного в Монтре, замкнуть проливы на большой замок.

Я посмотрел статью в "Правде" по этому вопросу, которая была выпущена в 1975 году. Там геноциду посвящено всего пять строк. И это правильно. Ведь у нас в стране имели место гораздо большие трагедии. Скажем, в Белоруссии, где от рук фашистов погиб каждый четвертый человек.

Мне ясно одно, что американцев страшно злит сейчас налаживание наших отношений с финнами, греками, турками, и они посредством юбилея геноцида нам хотят испортить отношения с соседними странами.

Хотелось бы, чтобы в Армении, в ее партийной организации велась настойчивая работа со всеми поколениями трудящихся, лучше организовывалось интернациональное воспитание, контролировались все события. Поэтому было бы, видимо, правильным поглубже продумать этот вопрос, и решать его надо на более низком уровне, не затрагивая межгосударственные отношения.

ГРИШИН. Нам понятны чувства армянских товарищей и их стремление отметить День геноцида, но думаю, что международная обстановка диктует нам сугубую осторожность. Ведь все резолюции американского конгресса принимаются не в интересах Советского Союза и Советской Армении. Поэтому ссылаться на них нам не следует. В целом у меня есть очень серьезные сомнения в необходимости принятия республиканского указа о Дне памяти геноцида. 70 лет у нас не было такого указа, и не надо его принимать. Может быть, следовало бы и выступить в центральной печати, разоблачить происки империалистических сил, направленные на разжигание националистических страстей. Ясно одно, что надо уже сейчас мобилизовать всю армянскую партийную организацию в целях сплочения советских людей, воспитания их в интернационалистическом духе.

ЧЕБРИКОВ. Мне хочется отметить, что, начиная с 1965 года, нам приходится практически ежегодно заниматься вместе с ЦК Компартии Армении всеми вопросами, связанными с памятью геноцида. Напряжение среди населения республики все-таки существует, и оно довольно сильное. Каждая семья действительно здесь имеет предков, которые явились жервами геноцида. Поэтому крутого поворота от тех мероприятий, которые уже проводились в республике, мы допустить, на мой взгляд, не можем. Все, что проводилось ранее, надо, видимо, сохранить, не допуская, конечно, никаких осложнений с Турцией. При этом надо учитывать, что все, кроме республиканского указа, уже в республике проводилось и принималось. Мы не можем уйти от тех мероприятий, к которым народ уже привык.

Что касается наших предложений, то их надо, конечно, хорошенько продумать, и если будет в этом необходимость, вернуться к ним несколько позднее.

ТИХОНОВ. При Ленине же этого не было.

ЧЕБРИКОВ. В целом мы, видимо, можем, не вводя ничего нового, сохранить те мероприятия, которые проводились в прошлом.

ГРОМЫКО. Должно хорошенько работать руководство республики.

ГОРБАЧЕВ. Если бы у нас не возникло сомнений, то Секретариат не внес бы этот вопрос на рассмотрение Политбюро ЦК. Думаю, что сегодняшнее обсуждение обогатило наше знание этого вопроса, и мы правильно поступили, когда внесли его на рассмотрение данного заседания. О внесенных предложениях, кроме т.Демирчяна К.С., пока еще никто не знает, и не надо, чтобы кто-либо о них знал. В целом нам, видимо, не следует идти на проведение новых мероприятий.

КУЗНЕЦОВ. Правильно.

ГОРБАЧЕВ. Но и отступать от того, что проводилось ранее, вероятно, не следует.

ГРОМЫКО. Можно и старое провести по-новому.

ГОРБАЧЕВ. Видимо, можно было бы согласиться, чтобы статья с упоминанием геноцида была опубликована только в "Правде". Что касается мероприятий, которые будут проводиться в Армении, то нужно исходить из нашей принципиальной, классовой позиции, перенося центр тяжести не на прошлое, а на те достижения, которые имеются в Советской Армении, на те задачи, которые предстоит решать республике, ее коммунистам.

В частности, у нас есть поручение рассмотреть в ЦК КПСС вопрос о дальнейшем развитии города Еревана. Может быть, следовало бы принять постановление по этому вопросу накануне годовщины геноцида.

Я думаю, товарищ Демирчян К.С., что здесь правильно высказывалось замечание о необходимости того, чтобы армянские коммунисты действовали еще настойчивее и еще активнее. А если какие-то вопросы в связи с годовщиной геноцида всплывут, то у республиканской партийной организации всегда есть возможность их поставить перед Центральным Комитетом партии.

По всей видимости, мы могли бы записать в решении Политбюро ЦК о том, чтобы разрешить ЦК Компартии Армении отметить 70-летие геноцида армян, исполняющееся в апреле 1985 года, осуществлением традиционно сложившихся общественных мероприятий, основываясь на предложениях ЦК Компартии Армении и учитывая обмен мнениями, состоявшийся на заседании Политбюро ЦК. Одновременно можно было бы поручить редакции газеты "Правда" выступить по этому поводу с редакционной статьей, в которой отобразить исторические достижения армянского народа в составе нашей Советской Федерации.

ЧЛЕНЫ ПОЛИТБЮРО. Правильно.

Постановление принимается".