Министр финансов Силуанов обещает: девальвации не будет

На модерации Отложенный

Как немецкие политические деятели определенного периода при слове «культура» хватались за пистолет, так и русские люди, услышав от властей, что «девальвации не будет», хватают кошельки и выстраиваются в очередь к обменникам. И, как это ни печально, оказываются правы.

Выступая в пятницу в Думе, министр финансов Антон Силуанов заявил, что ошибочное решение правительства по поддержке фондового рынка, а также решение Банка России о проведении плавной девальвации рубля не будут повторены в случае второй волны кризиса. Следует напомнить, что с начала августа 2008 года до начала февраля 2009 рубль подешевел по отношению к бивалютной корзине примерно на 40%.

«Точно мы здесь вынесли уроки и таких действий, как были в прошлый раз, не повторится», – успокаивает министр. Но что бы ни говорили власти, практически все эксперты считают девальвацию неизбежной. На рубль слишком сильно давит снижение цен на нефть и непрекращающийся отток капитала. Глобальные риски уже девальвировали рубль за май – июнь на 9,7%, подсчитали аналитики «Тройки диалог».

Нестабильное положение в мировой экономике вкупе с пессимизмом российских инвесторов не оставляют надежд на скорые перемены к лучшему. Только в мае на поддержание курса ЦБ потратил $1,4 млрд. Так что, скорее всего, ползучая девальвация продолжится.

Тем более, для этого даже не надо принимать непопулярных решений. Сейчас границы валютного коридора составляют от 32,15 до 38,15 рублей. Силуанов напомнил, что в соответствии с одобренной денежно-кредитной политикой, Центробанк начинает скупку валюты в случае, если курс рубля приближается к границам коридора, а если он в середине – ЦБ на рынке практически не участвует. И власти могут без всяких пугающих заявлений просто понемногу отпускать курс, пока он не достигнет верхней границы. 

Более того, ЦБ уже заявлял, что держит курс на свободное плавание рубля. Когда валюта свободно плавает, слово «девальвация» имеет несколько иной смысл, чем тот, к которому мы привыкли, – монетарные власти действительно не будут девальвировать рубль, он будет просто реагировать на происходящие события, ослабляясь или укрепляясь. Такое мы как раз наблюдали в мае, когда рубль довольно сильно отреагировал на падение нефтяной цены до $90, хотя сейчас он «свободно плавает» в границах коридора. Старший директор группы суверенных рейтингов по СНГ и Ближнему Востоку рейтинговой компании Standart&Poors Кай Штукенброк считает, что при падении цены на нефть на 25% стоимость рубля может снизиться на 12–13%. Слово «девальвация» в привычном смысле можно начинать забывать, но это не значит, что за 30 рублей всегда будут давать $1.