Сборная России сделала еще один шаг, чтобы окончательно превратиться в частный клуб
На модерации
Отложенный
Допуск к государственной тайне
Скорее всего они опоздали. Они думали, что у них еще как минимум месяц впереди и за это время можно успеть принять взвешенное решение о том, кто должен возглавить сборную России. Определиться с приоритетами, чего требовать от этого главного тренера — новую молодую и перспективную команду, которая станет прообразом сборной-2018, или непременное участие в чемпионате мира 2014 года, куда нас может вывести и старая гвардия. Они хотели предлагать свои кандидатуры и даже финансировать контракты топ-тренеров. Но у них не было шансов успеть — все решили без них, и, оказывается, у сборной России уже есть какой-то новый главный тренер, с которым уже кто-то подписал контракт. Их просто выставили за дверь переговоров, швырнув в спину все их мнения, предложения и миллионы. При том, что они — это члены исполкома РФС. Высшая исполнительная футбольная власть в стране. Футбольное правительство России.
Им даже не разрешили встрять с вопросами, кто этот таинственный тренер-иностранец, какие у него цели и задачи, и кто будет финансировать этот контракт. Хотя последний пункт вроде как понятен по умолчанию. Сергей Фурсенко (если, конечно, соглашение заключал именно он), похоже, даже счет на оплату горячей воды не мог подписать без санкции «Газпрома». Других сил в российском футболе, которые бы возложили на себя полномочия самолично решать такой политический вопрос, как новый главный тренер для национальной сборной, сейчас нет.
Но исполкому, ну и стране заодно, могли бы хотя бы объяснить, по каким критериям подбирают человека, по работе которого будут судить обо всем российском футболе. Что он должен сделать прежде всего — собрать новую команду? Тогда это должен быть очень осведомленный в российских делах специалист, который как минимум знает фамилию Бурлак, видел игрока Дзюбу, представляет себе возможности Файзулина и имеет четкое представление о том, какие настроения царили в раздевалке сборной России на «Евро-2012». Это если делать команду быстро и с расчетом, что она должна непременно сыграть на чемпионате мира в Бразилии в 2014 году.
Если же это долгосрочный проект и нам нужна боеспособная сборная к домашнему турниру 2018 года, то Фабио Капелло можно уже вычеркивать. Ему пару недель назад исполнилось 66 лет, к тому времени как большой футбол доберется наконец до России будет уже прилично за 70, а в таком возрасте мало кто из тренеров сохраняет приличный тонус и способность работать на команду. Тем более что Капелло как-то раньше не был заметен в особо успешной деятельности по розыску молодых талантов, то есть как раз в том, чем сейчас должен заняться тренерский штаб сборной России.
Его глава в нынешних условиях превращается не только в специалиста, который тренирует одну-единственную, пусть и самую что ни на есть главную команду. Главный тренер сборной России становится руководителем огромного проекта, где под его началом работает впечатляющий штат селекционеров, тренеров сборных всех возрастов, физиотерапевтов и бог знает кого еще, кто нужен для достижения реального результата.
Но вопрос еще, разрешено ли ему будет на пути создания боеспособной сборной пропустить либо ЧМ-2014, либо «Евро-2016». Оба турнира точно не разрешат — при таких результатах Дом футбола точно сравняют с землей, и не факт, что перед этим выпустят из него его обитателей.
Идея централизованного управления сборными всех возрастов не показалась сложной даже бывшему президенту РФС. И в Доме футбола появился голландец Берт ван Линден. Помощник Дика Адовоката обладал редким даром быть смешным и скучным одновременно. Он должен был выстроить пирамиду сборных, но, похоже, оказался шарлатаном. Его лекции слушателям тренерской школы о том, что в футбол играют 11 на 11 человек, первые минут 15 казались забавными, но через полчаса — бредовыми. Его упражнения, которые он давал игрокам сборной России на «Евро-2012», в учебниках называются «Нидерланды-88». То есть современными они были двадцать лет назад. Об этом в Доме футбола шептались на всех этажах, кроме шестого, — туда, где находится кабинет президента РФС, тихий голос разума добирался редко.
Интересно еще, будет ли перед новым тренерским штабом оговорена задача поставить игру с таким рисунком, который бы выделял российскую национальную на общем фоне. Можно как угодно относиться к экспериментам Гуса Хиддинка или к тактической неповоротливости Дика Адвоката, но в последние четыре года сборная России имела свое очень узнаваемое лицо. Начиная с 2008 года не было анахронизмов с пятью защитниками, еще раньше из лексикона тренеров исчезло ностальгическое слово «либеро», и российская команда, когда была в духе, играла в довольно модный и в некоторых матчах очень даже симпатичный футбол.
Подобный эксперимент в Европе в последние годы провернула, пожалуй, только сборная Германии. До 2006 года это была жесткая команда с убойными и простыми, как лом, игровыми аргументами. После того как ее возглавил Йоахим Лев, Бундестим постепенно превратилась в очень интеллигентную сборную с высоким футбольным интеллектом и игровой пластичностью. Есть, правда, еще и чемпионы всего испанцы. Но их история больше связана со становлением «Барселоны». То, что ее бывший тренер Хосеп Гвардиола был реальным кандидатом на освобожденный Диком Адвокатом пост и никто не потрудился до конца проработать этот вариант, — это, возможно, тот самый шанс, который у нас был и который мы упустили.
Впрочем, всех нас, как и тех, кто заседает в футбольном правительстве, тоже никто ни о чем не спрашивал. Сборная России сделала еще один шаг, чтобы окончательно превратиться в частный клуб. Не хватает только логотипа титульного спонсора на груди.
Андрей Вдовин
Комментарии