Путин снова провозгласил экономический застой
Очередное бюджетное послание президента пропитано либеральным пустословием
«Каким ты был, таким ты и остался…» - известный рефрен из старого советского шлягера первое, что приходит на ум, когда знакомишься с «июльскими тезисами» Владимира Путина. Вообще, процесс чтения бюджетного послания президента «федерации и миру» образно говоря чем-то напоминает пресловутое жевание бумаги, на которой начертан сей претенциозный продукт интеллектуального официоза. Складывается такое впечатление, что побывав недавно на Земле Обетованной, российский лидер сам решил уподобиться библейскому Моисею и в течение 12 лет ближайших лет водить русский народ по пустыне набивших оскомину либеральных клише, напыщенных фразеологических банальностей и риторического словоблудия. Только вот итог экономических «блужданий по кругу» вряд ли будет по-библейски оптимистичным.
Дежурно посетовав в преамбуле на то, что «бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках», гарант практически полностью воспроизвел в бюджетном послании зады прежнего макроэкономического курса. Того самого, который, собственно, и привел к столь усердно «клеймимой позором» «зависимости от ситуации на мировых рынках». Складывается такое впечатление, что провозглашенная бюджетная «трехлетка» (с 2013 по 2015 гг.) несмотря на весь антикризисный пафос была написана году эдак в 2006-2007. Когда глобальная рецессия если и существовала, то разве что в виде теоретических концептов в головах алармистски настроенных прогнозистов. Или, что более вероятно, никаких серьезных уроков из первой волны кризиса, которая шумно прокатилась по российской экономике, наши власти извлекать не собираются. Судя по тому, что Владимир Путин распорядился по-прежнему направлять сверхдоходы от экспорта нефти и газа в резервные фонды.
Видимо, идет расчет на то, что антикризисная финансовая подушка безопасности в случае кризисного рецидива выручит как в 2008-2009 годах. При этом монетарные «кремлевские мечтатели» ошибочно не принимают во внимание то обстоятельство, что тогда прозвучал лишь первый тревожный звоночек. В то время как накопленные за пятилетку симптоматического лечения глобальные структурные диспропорции обещают вызвать полноценное экономическое цунами. В такой ситуации эффективность кудринской бюджетной «стратегии хомячка» (или если угодно бюджетное планирование по-плюшкину) немногим выше хрестоматийной соломинки, за которую обычно хватаются утопающие.
Вместо того, чтобы выполнить предвыборное обещание и по принципу «лучше поздно, чем никогда» ссадить российскую экономику с углеводородной иглы, Путин, похоже, озабочен лишь продлением агонии убогой сырьевой модели экономики. Так что не стоит строить иллюзий - в ближайшие годы стоимость «бочки» Urals на мировых торговых площадках по-прежнему будет оставаться «альфой и омегой» бюджетного планирования в России.
О зыбкости и даже эфемерности представленных оснований для монетарного благополучия отечественной экономики свидетельствует тот факт, что только за последние пару месяцев стоимость «черного золота» просела на 30%. Таким образом, вероятность того, что она в течение трех лет удержится на запланированном уровне в $90 за баррель если пока и не приближается к нулю, то уж во всяком случае к нему явно стремится.
Судя по «реперным точкам» бюджетного послания (достойного авторства разве что счетовода совхоза «Путь Ильича», но никак не политика, претендующего на статус общенационального лидера) «наше все» никак не может (или намеренно не собирается) вырываться из порочного круга либеральных фантомов в экономике. Низкая инфляция, создание условий для притока частных (почему-то желательно иностранных) инвестиций и соответствие бюджетных расходов доходам (проще говоря, установка жить по средствам) – по-прежнему являются краеугольным камнем монетарного фетишизма. По сложившейся дурной традиции это выдается либеральными шарлатанами за чудодейственное зелье от всех экономических хворей. В частности, не совсем понятно, что заставляет Владимира Владимировича воспроизводить благоглупость насчет того, что «за счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям». Никто не спорит, что привлеченные частные инвестиции это очень даже неплохо. Но когда их нет (или же они носят исключительно спекулятивный характер), то стерилизация миллиардов «нефтедолларов» в заокеанской копилке имени Кудрина тянет на откровенное вредительство.
«При подготовке проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Правительству Российской Федерации следует предусмотреть меры, способствующие адаптации российской экономики к функционированию в условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации» - еще одна гениальная сентенция из бюджетного послания, достоянная быть помещенной на титульную страницу «энциклопедии абсурда». Автор этих строк, видимо, решил уподобиться тому горе-ныряльщику, который готовится спрыгнуть с обрыва в бурные воды горной реки, чтобы в процессе неизбежного утопления научиться плавать. Не совсем понятно, чем занимались высокопоставленные авторы российской эпопеи по вступлению нашей страны в ВТО на протяжении почти 20 лет, если до сих пор не удосужились «предусмотреть меры, способствующие адаптации…».
«Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике» - в стиле «сам себя не похвалишь, никто не похвалит» продолжает «отчет о проделанной работе» Владимир Путин.
Вряд ли в этом случае стоит рассчитывать на «девичью память» граждан, которые совсем недавно рванули к обменникам. И таким образом ногами в очередной выразили «вотум недоверия» национальной валюте, эмитируемой и обращаемой в условиях отсутствия суверенной финансовой системы.
Наконец, внимательных читателей стратегического бюджетного «опуса» Владимира Путина не мог не насторожить тезис о предстоящем «расширении самостоятельности и ответственности регионов, в частности, закрепление в федеральном законодательстве права субъектов РФ определять категории граждан, которым необходима поддержка, исходя из принципа нуждаемости». Если отжать риторическую воду и перевести «сухой остаток» с чиновничьего канцелярита на русский, вышеприведенный пассаж очень напоминает попытку найти стрелочника и сбросить обременительные соцобязательства с центра на регионы.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в комментарии интернет-платформе «РУСЬ» высказал сомнение, что июльские «бюджетные тезисы» Путина адекватны истинным целям и задачам в экономической сфере, которые стоят перед страной:
- Первое, что бросается в глаза, это многочисленные противоречия и натяжки, которыми изобилует бюджетное послание президента. Следует начать с того, что упомянутые Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, которые якобы позволили «пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан», не имеют отношения к социальным обязательствам государства. И вообще само утверждение, что в России не наблюдалось «снижения уровня жизни граждан» является более чем спорным. Хотя, конечно, все зависит от того, о каких конкретно гражданах идет речь. Если мы говорим об Абрамовиче или Дерипаске, то с Путиным, видимо, придется согласиться.
Да, если посмотреть на официальную статистику, то реальные доходы граждан РФ в прошлом году выросли на 0,8%. С учетом реальной инфляции, которая в официальных документах, как правило, занижается, мы получим снижение реальных доходов. Другой вопрос, что у богатейшей части общества они растут при любых обстоятельствах. «Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции» - поет нам старую монетарную «песню о главном» Владимир Путин. На самом деле бюджетная политика по определению не является фактором снижения инфляции. Впрочем, это выдает не столько неграмотность лично Путина, сколько спичрайтеров и экономистов, которые принимали участие в подготовке этого текста. Может быть, Дворкович там суетится не к месту. В России инфляция в первую очередь провоцируется ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий. А во вторую очередь ценовым произволом обычных монополий.
Достаточно сказать, что перед выборами в экономику была влита колоссальная сумма денег - порядка триллиона рублей дополнительных расходов. Однако, на инфляцию это никак не повлияло. Но, вот увидите, запланированный перенос на 1 июля рост цен на услуги ЖКХ и естественных монополий, ее обязательно вызовет. Зато Путин к тому времени уже успел спокойно пройти инаугурацию. Идем дальше. «К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса» - победно рапортуется в послании. Если считать по валовым показателям, то да. Но большинство качественных показателей у нас хуже, чем в апреле 2008 года.
Не так давно я сделал специальное сопоставление на этот счет, его можно найти в открытых источниках. Я бы не стал винить в задержке экономического развития лично Путина. Его вина состоит лишь в том, что он не занимается реальной (а не бумажно-декларативной) модернизацией. А во-вторых, не оказывает эффективного противодействия коррупции. Но это уже не бюджетная проблема. Просто не исполняет человек свои обязанности и все тут.
Путин призывает политические силы прекратить спекулировать на теме, что государство отменяет бесплатное образование. Ему, видимо, следует просто прочитать один законопроект, который он как председатель правительства вносил в Думу. Где в пояснительной записке черным по белому написано, что смысл реформы бюджетных организаций состоит в повышении степени платности бюджетной сферы. Безусловно, о полной отмене бесплатного образования и здравоохранения речи пока не идет. Зато существенное повышение платности это цель, которую государство ставит и последовательно достигает. В общем, эти «спекуляции» подписаны лично Владимиром Путиным. Просто надо читать, что подписываешь.
«Инструменты бюджетной политики должны быть нацелены на противодействие факторам нестабильности – высокой инфляции и бюджетному дефициту». Это еще один знаковый лейтмотив бюджетного послания президента. А я-то наивный, всегда думал, чтоб бюджетная политика и ее инструменты «должны быть нацелены» на выполнение целей государства. При этом на ту же инфляцию бюджетная политика, повторюсь, практически никак не влияет. Потому что она определяется другими факторами и политикой Банка России. Видимо, товарищ президент забыл, что главными являются социальные обязательства государства и обязательство обеспечить экономическое развитие. В противном случае мы получаем до боли знакомую по временам кудринского Минфина бухгалтерскую логику. Дескать, общество существует ради исполнения бюджета. А последний, в свою очередь, существует ради соблюдения каких-то формальных показателей. На самом деле большой профицит бюджета у нас или мы имеем дефицит это уже технические детали. Может быть для экономиста это и принципиальный вопрос. Но для президента это должен быть чисто технический вопрос. Глава государства не должен опускаться до уровня заместителя начальника департамента министерства. Если это происходит, то ему не стоит работать президентом.
Василий Ваньков
Комментарии
Комментарий удален модератором