Президент Асад не сдаётся В Женеве подписана международная резолюция по Сирии. Что дальше?

Алексей Гордеев
04.07.2012

Слава Александра Македонского, некогда разрубившего легендарный гордиев узел, не даёт покоя американским политикам, которые всеми силами стремятся поскорее разрубить ими же завязанный "сирийский узел" в надежде, благодаря этому, получить власть над всем Большим Ближним Востоком, от Марокко до Казахстана.

Прошедшие в Женеве многосторонние переговоры с участием США, КНР, Евросоюза, России и Турции завершились подписанием согласованной резолюции, предусматривающей создание в Сирии "переходного правительства", где будут представлены как нынешние сирийские власти, так и "оппозиция". При этом судьба действующего президента Сирии Башара Асада в принятом документе никак не регламентируется. Что, в общем-то, сводит его реальный коэффициент полезного действия практически к нулю.

Сам Башар Асад в интервью иранскому телевидению заявил, что не приемлет подобного вмешательства "третьих стран" во внутренние дела Сирии, а потому не будет выполнять требования о создании "переходного правительства". Казалось бы, почему и зачем такая жёсткость? Чем "переходное правительство" так отличается от "коалиционного правительства", предложенного оппозиции самим Асадом? Что помешало ему хотя бы на словах приветствовать женевские договоренности?

Прежде всего — чёткое понимание того, что согласие на создание "переходного правительства" станет фактическим признанием нелегитимности итогов недавно прошедших в стране внеочередных парламентских выборов, которые принесли безусловную победу партии БААС и союзным с ней политическим силам Сирии. Если законное правительство приглашает в свой состав представителей оппозиции — это одно. А если итоги выборов отменяются, и "с чистого листа" неизвестно кем и на каких основаниях формируется новое правительство, пусть даже именуемое "переходным", — это совсем другое.

Тем более, что США уже озвучили свою принципиальную позицию: они не хотят видеть в составе "переходного правительства" ни одного человека из "команды Асада", "чьи руки замараны кровью мирного населения". Но таковыми в американском понимании являются буквально все представители официального Дамаска, а уж действующий президент Сирии — в первую очередь. А значит, "индульгенцию" от Вашингтона могут получить только те политики и военные, которые вовремя перебегут в стан оппозиции.

Схема нехитрая и с успехом опробованная американцами в Ливии.

Согласиться на формирование "переходного правительства" под контролем ООН (читай — США) для Башара Асада значило обречь свою страну на повторение ливийского варианта. Вот он и не согласился, что сделало женевские договоренности политической фикцией.

Но, наверное, самое интересное заключается в том, что план создания "переходного правительства" отвергла и сирийская оппозиция. Видимо, с целью тем самым продемонстрировать, что она является не марионеткой Вашингтона, а вполне самостоятельной и серьёзной политической силой. Хотя тоже могла согласиться с женевской резолюцией и потребовать от её подписантов выполнения этого документа через механизмы ООН, в том числе и силовые. О желательности такого развития событий, кстати, уже официально заявили в Пентагоне. Специально оговорив, что "прекратить кровопролитие в Сирии мешает поддержка Асада со стороны Китая и России".

Надо понимать, мешает — американцам. Хотя они могли бы и сами прекратить это якобы нетерпимое для них кровопролитие, отказавшись — не на словах, а на деле — от всякой поддержки "сирийской оппозиции". В последнее время в дипломатической среде получила широкое распространение шутка о том, что единственная страна современного мира, где не может произойти государственный переворот, — это Соединенные Штаты. Потому что там нет американского посольства. И она очень хорошо отражает нынешнюю роль США на международной арене. Это — война под флагом миротворчества, это — агрессия под флагом "демократии", попытка  воевать малой (а в идеале — вообще чужой) кровью на чужой территории.

Всё это приводит к мысли о том, что нынешнюю женевскую резолюцию американцы и их союзники  (в первую очередь, видимо, Турция) будут пытаться побыстрее "скорректировать" в нужном для себя русле. А это значит — новые провокации с массовыми жертвами, новые потоки крови в Сирии, ответственность за которые будет возлагаться глобальными масс-медиа и западной дипломатией на правительство Башара Асада.

Жаль, что Российская Федерация втянулась в эту игру с абсолютно предсказуемым исходом. Понятно, что хочется выиграть время и не "рубить концы". Но обыграть "наперсточников" из Вашингтона здесь нельзя по определению — можно только схватить их за руку, когда они совершают свои манипуляции. Не надо забывать об этом.