Кто на самом деле кормит Россию

На модерации Отложенный

Шесть российских регионов кормят всю остальную страну, и в ближайшие годы этот расклад вряд ли изменится. В 2011 г. почти половину отечественного ВВП произвели Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ (Югра, Тюменская область), Московская область и Ямало-Ненецкий автономный округ, подсчитали эксперты Рейтингового агентства «РИА-Рейтинг». И не надо быть большим знатоком географии, чтобы понять, в чем причина такого «успеха» названных областей. «Большая шестерка» четко делится на две части. Первая сидит на нефтяной бочке и газовой трубе, обеспечивая приток в страну львиной доли экспортной выручки, вторая эти средства аккумулирует и распределяет.

«На эти регионы приходится почти половина отечественного ВВП, они являются основными донорами федерального бюджета, здесь формируется большая часть потребительского спроса и отсюда исходит основной экспортный поток страны. В этих же регионах работают или базируется большинство крупнейших корпораций страны, в том числе все основные российские монополисты. Несмотря на большую разницу между двумя этими блоками, они тесно взаимосвязаны и даже неразрывны между собой. Один блок без другого нежизнеспособен»", — говорится в «Рейтинге социально-экономического положения регионов — итоги 2011 года».

Мощный природный и финансовый ресурс «большой шестерки» определяет его хорошие бюджетные, социальные и макроэкономические показатели, что дает ей неоспоримое преимущество по сравнению с другими регионами, отмечают авторы исследования. Даже в условиях невысоких темпов роста добычи нефти и газа первые шесть мест рейтинга забронированы за этими регионами на долгий период.

Фигуранты, стопившиеся внизу рейтинга, тоже особого удивления не вызывают. Это республики Северного Кавказа, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. Шансы немного приподняться есть, пожалуй, только у последнего в связи с предстоящим саммитом АТЭС и повышенным интересом к судьбе дальневосточных территорий со стороны властей. Сохранится ли этот интерес на том же уровне после завершения престижного международного мероприятия и сумеет ли регион воспользоваться выпавшим шансом — об этом можно будет судить уже в следующем году.

Остальные же аутсайдеры, судя по всему, еще долго будут плестись в конце списка.

Самое интересное происходит в середине списка. Здесь распределение мест также в значительной степени зависит от наличия в регионе природных ресурсов, но все же у местного руководства есть достаточно обширное поле для маневра. Грамотно выстроенная экономическая политика, позволяющая привлечь инвестиции, способствует продвижению вверх. Классическим примером уже стала Калужская область, которая благодаря усилиям губернатора и его команды в течение всего двух-трех лет сумела создать автомобильный центр, конкурирующий с собратом из Ленинградской области. При этом изначально регион воспринимался как сельскохозяйственный, с низкой долей тяжелой промышленности и сравнительно небогатым ресурсным потенциалом. По тому же пути сейчас идет Владимирская область, развивающая у себя, в частности, фармацевтический и кондитерский кластер.

Специалисты «РИА-Рейтинг» обращают особое внимание на то, что в первой двадцатке рейтинга нет ни одной потенциальной «силиконовой долины». «Московская область, которая могла бы рассматриваться таковой в связи с наличием „Сколково“, все же во многом обязана своей лидирующей позицией околостоличному статусу», — говорится в документе. Ближайшим регионом, который мог бы претендовать на звание высокотехнологичного, является Новосибирская область — благодаря ассоциации ее с Академгородком и развитием науки. Но она, к сожалению, находится за пределами двадцатки, занимая 25-е место.

«Можно только надеяться, что курс на модернизацию экономики и изменение ее структуры в сторону увеличения роли обрабатывающего сектора сможет принести свои плоды, что в свою очередь может изменить распределение регионов в рейтинге. Но когда эти планы обретут материальное воплощение пока неизвестно», — делают печальный вывод эксперты агентства «РИА-Рейтинг». Если учесть, что в недавно обнародованном Бюджетном послании президента слово «модернизация» вообще не упоминается, хотя о необходимости диверсификации экономики все же говорится, перспектива воплощения планов выглядит еще печальнее.