«Альфонсы» поневоле

На модерации Отложенный

Ежегодно отделы  записи актов гражданского состояния Приволжского и Кировского районов города Казани, а также соседнего города Зеленодольска регистрируют десятки браков в местах лишения свободы.

Невеста

История любви 20-летней Марины проста, как… килька в томате. Училась в колледже на портниху. Взрослой стала рано: помог какой-то подонок. После него в сердце девчонки засела заноза: все мужики - сволочи, им только одного надо. Как на грех, к ней действительно липла одна шваль.

- Ну отчего даже последним дурам нормальные пацаны попадаются, а мне не везет! - горевала Маринка на свадьбе лучшей своей  подружки. – Ну, чем я хуже: и ножки стройные, и грудь, что надо, и на мордашку ничего.

И вот осталась Маринка совсем одна. Днем работала на швейной фабрике, вращаясь среди людей, а вечерами наваливалась на нее тоска одиночества.

Книжки читать она не любила, телевизор в общаге давно сломался, газеты тоже не жалует, разве иногда заглянет в последнюю страницу, где кроссворды и объявления, в том числе и брачные. Их Марина читала охотно, но не одно почему-то не находило отклик в душе. До тех пор, пока  однажды не наткнулась в рекламной «толстушке»  на  такой текст: «Меня зовут Михаил, нахожусь в местах лишения свободы. Хотел бы познакомиться с хорошей девушкой. О себе: добрый, надежный, трудолюбивый. Но очень одинок, а потому глубоко несчастен».

Сердце Марины екнуло - родственная душа! К тому из сотни прочитанных аналогичных текстов почему-то именно этот зацепил за живое. В тот же день отправила в Казанскую ИТК-2 письмо с фотографией, а через неделю пришел восторженный ответ: «Дорогая Марина! Я влюбился в тебя  с первого взгляда, ты - девушка моей мечты!». Потом было первое свидание и за те несколько часов, что они беседовали вдвоем, ей показалось, что знает Мишу всю жизнь: таким он показался близким и родным. Во вторую встречу она завела разговор о будущем.

- Мариш, какое будущее, мне еще пять лет «чалиться»...

-Бедный! А ты знаешь, что я могла бы чаще к тебе приезжать, но ведь длительные свидания только близким родственникам положены.

- Ты для меня самая родная.

- Это все слова...

- А тебе что, бумажка нужна?

-- А почему бы и нет?

- Ты это серьезно? А я и думать не смел. Ну, дела! Значит, женимся?

- А то!

Бракосочетание было назначено на их третье свидание. Белое платье Марина решила не надевать - и так сойдет, тем более, что и у Миши не было надлежащего наряда. Да и разве в прикиде дело, когда судьба свела ее с хорошим человеком. В том, что Миша такой, Маринка ни минуты не сомневалась: сидит ни за что, как и многие другие, говорит, произошла судебная ошибка. А так парень, что надо: симпатичный, веселый, умный, профессия к тому же у него имеется - газоэлектросварщик, выйдет по условно-досрочному освобождению – и они  заживут.

К ее удивлению, в исправительно-трудовой колонии, где отбывал срок Михаил,  имелся даже специальный зал для регистрации браков.

- Ну,  прямо, как в ЗАГСе! - невольно воскликнула она.

- Да, условия тут подходящие, - согласилась регистраторша из Приволжского ЗАГСА. - Да и не ты первая, и не ты последняя мужа здесь нашла. Нынче многие осужденные женятся. Вот сейчас приведут твоего и начнем...

Миша заметно волновался, даже испарина на лбу появилась: как-никак, первый раз оказался в роли брачующегося.

- Жених, распишитесь вот здесь и здесь, а теперь вы, невеста, - указала женщина  и добавила более торжественно:

- В соответствии с Федеральным законом об актах  гражданского состояния, объявляю вас мужем и женой! Поздравьте друг друга, да поцелуйтесь вы, наконец! - подсказывает она остолбеневшим молодоженам.

Михаил ткнулся в напомаженные губы жены и долго не мог от них оторваться. А потом счастливая парочка удалилась в один из номеров длительного свидания, где и провела первые три дня и две ночи совместной жизни, положенные в таких случаях осужденным.

В следующий раз Марина увидит мужа  только через три месяца: длительные свидания «женатикам» предоставляются только четыре раза в год. Но она готова ждать и хранить верность своему суженому. Правда слегка огорчает, что на церемонии не было родных, шампанского и колец.

- Ну, ничего, вот выйдет Мишка на свободу, мы с ним настоящую свадьбу закатим!  

Жених

Сегодня у осужденного Рината, отбывающего наказание в ИТК-18, большой праздник: к нему приезжает его ненаглядная женушка, Фая. Эти встречи очень важны для него: ведь  вместе с ней в его серую, однообразную жизнь хоть и всего на три денечка залетает настоящее счастье, можно даже сказать, кусочек воли, о которой на «зоне» тоскуют все. К тому же Фая придет не с пустыми руками, а с домашней выпечкой, своими овощами с огорода и прочей вкуснятиной.

Ринат отсидел уже два года из причитающегося. Надеется на условно-досрочное освобождение, но до него еще три года. С Фаей они были знакомы давно, но в молодости у них не сложилось, она вышла замуж за другого, а он ходил в холостяках. Потом как-то встретились и старая любовь вспыхнула с новой силой. Стали жить вместе, родился ребенок. Но брак зарегистрировали только здесь, в колонии.

- Все было, как на воле, - вспоминает Ринат. - Нас расписывала сотрудница ЗАГСа. У жены бала свидетельница, ко мне пришла мама, мы сфотографировались, отметили вместе, с шампанским, безалкогольным, конечно. Да и вообще, у нас тут созданы прекрасные условия: есть мини-гостиница для длительных свиданий, в ней шесть уютных номеров, правда, коридор, кухня. Душ и туалет общие. Есть телевизор и холодильник. Вы не поверите - есть даже кроватки для грудных детей, картины и даже... аквариум!

Ринат поведал, что многие его товарищи по несчастью также мечтают обзавестись женами. Кому-то хочется любви, кому-то – настоящего секса, а кто-то женится просто так  -  скуки ради. Немаловажно  и то, что закон строго регламентирует круг родственников, с которыми осужденным разрешается проживать во время длительного свидания. Так что официально зарегистрированный брак для многих является единственным спасительным средством для того, чтобы хоть несколько раз в год почувствовать себя вольной птицей, да и мужчиной, в конце-концов тоже.

Дуры-бабы

Свадьбы на «зоне» давно перестали быть редкостью. Чуть ли не каждую неделю в  ЗАГСы перечисленных районов приходят молодые девушки и женщины, желающие выйти замуж за ... мошенников, бандитов, насильников и даже... убийц. Впрочем, судя по все возрастающему числу невест, их мало волнует уголовное прошлое своих будущих мужей. В этом году, например, только в Приволжском ЗАГСе было зарегистрировано 54 брака в исправительно-трудовых колониях №», № 18 и № 19. В последней, кстати, их было всех больше. А в колонии № 5 вообще был поставлен рекорд: в один из летних дней Зеленодольский ЗАГС зарегистрировал... сразу семь супружеских пар! Молодых сердечно поздравил начальник отдела воспитательной работы учреждения и пожелал счастья, а женихам - скорейшего возвращения под неусыпный надзор жен.

Разное доводилось мне слышать о ловящих призрачное счастье женщинах, вступающих в браки на «зоне». Кто-то называет их героинями, кто-то «декабристками», а кто-то, простите,  дурами. Сами «зеки» нередко кличут их «заочницами». Так кто же они на самом деле?

Мужчинам-осужденным выгодно быть женатыми. Несколько раз в году у их появляется возможность на три дня покинуть душные бараки, поесть хорошей пищи, побыть с женщиной после длительного воздержания. Чего греха таить, некоторые осужденные, вступая в браки за колючей проволокой, преследуют корыстные цели. Играя на доверчивости женщин, тянут из них деньги, женившись, обеспечивают себе прибежище на воле, другие заводят роман, чтобы не напрягать передачами родных. А невесты с воли возят передачи, тягают своим «альфонсам поневоле» неподъемные сумки, влезают в долги, только бы поддержать здоровье милых.

Многие казанские барышни, вскрывая долгожданные конверты от «настоящих мужчин», не  ведают того, что большинство душещипательных писем из «зоны» накрапал «штатный писарь», зарабатывающий на жизнь составлением любовных посланий. А изголодавшиеся по высоким чувствам и мужской ласке женщины, легко верят и в красивые слова о любви, написанные под копирку, и в то, что  поймают за хвост свою Птицу счастья. Пусть даже она обитает и за колючей проволокой.

Владимир МУЗЫЧЕНКО,

член Союза журналистов РФ.