РПЦ как еретическое объединение

На модерации Отложенный

 Экуменическое слово верующим РПЦ

Готов честно признать, как на исповеди, - я человек не воцерковленный. Более того, я даже не христианин, а практикующий буддист. С тем большим интересом наблюдаю за дискуссией группы православных верующих с Московской патриархией в лице б. пресс-секретаря патриарха протоиерея Владимира Вигилянского.

Собственно, «дискуссия» в данном контексте слово не совсем точное. Это апостол Павел считал, что «надлежит быть и разномыслиям между вами». Патриархии этот маргинал не указ, там живут по заповеди от Грызлова – «не место для дискуссий».

Уважаемые в народе и интеллектуальных кругах верующие имели неосторожность обратиться с письмом к патриарху, призывая его к проявлению христианских добродетелей милосердия и прощения врагов своих в отношении арестованных Pussy Riot. За что получили по полной программе от «собрата по вере» Вигилянского за то, что «смели свое суждение иметь».

В лучших традициях золотого XVII века протоиерей навтыкал «защитникам богохульников» селедочной мордой за «вопиющую дерзость» и приложил на них печать, обозвав «мерзостью перед Господом». Можно поблагодарить, что не стал ругаться матом, – видимо, все-таки сказываются хорошее воспитание и журфак МГУ.

Утерев селедочную юшку с лица, верующие принялись объяснять Аввакуму с комсомолом в анамнезе, что ничего плохого они не имели в виду и т.д. Понятно, что эпопея на этом не закончится, патриархия им еще ответит – и как бы не дошло до анафемы.

Хотя казалось бы, ничего удивительного. Конфликты паствы с пастырями в христианском мире - явление, ставшее в последние десятилетия глобальным. То там, то здесь верующие берут на себя «дерзость» напомнить клиру о том, какое тысячелетье на дворе, и потихонечку добиваются, чтобы побивание камнями в прямом и переносном смысле исчезло из списка мер церковной педагогики. Однако эти конфликты часто приобретают и кривоватый характер. Так, феминистки требуют от папы римского предоставить право на служение женщинам - как уже делается в протестантских церквах. Геи также добиваются доступа к церковным таинствам, в частности к венчанию.

Зрелище это в чем-то комичное – примерно как попытки тинейджеров прорваться в ночной клуб через фейс-контроль. Любая церковь и есть частный клуб, правила членства в котором четко определены. Здесь протоиерей абсолютно прав, стоя вышибалой у церковных врат с табличкой, на которой написано, что ответственным за решение, кто «мерзость», а кто нет, назначен именно тов.

Вигилянский. И пусть письмо в защиту Pussy Riot подписала doctor theologiae Ольга Седакова – по правилам частного клуба «РПЦ», любой церковный аппаратчик имеет полное право и ей селедкой тыкать. Ибо такой это интересный клуб.

И меня, как человека постороннего, все время занимает вопрос: почему вполне приличные люди с кристальной совестью и бесспорной верой в душе так рвутся в компанию прожженных лгунов, обвешанных брегетами и медалями «За беспорочную службу в органах КГБ»? Ведь перед каждым из верующих на столе лежит книга, где черным по белому написано «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» - так нет же, не только идут, но и стоят в очередь приложиться какому-нибудь нечестивому мерзавцу к ручке.

Нет, я не призываю никого переходить в буддизм, где есть свои ограничения на прозелитизм, ни даже обращаться в католичество, где выступить в защиту Pussy Riot не считается зазорным - как сделал то князь Карел Шварценберг. Но в России существует достаточное количество вполне канонических православных церквей, и, казалось бы, можно выбирать.

Более того, каноничность самой РПЦ – вопрос довольно спорный. В свое время православная диссидентка Зоя Крахмальникова провела довольно кропотливый анализ и доказала, что сергианство, являющееся нынешней идеологией РПЦ, есть по сути церковная ересь. В этом, наверное, и заключается причина существующей пропасти между настоящими верующими, тысячами честных священников с одной стороны, – и церковными иерархами, на которых пробы негде ставить, с другой. Это конфликт продажных еретиков и Живой Церкви, которая не умирала даже в самые жуткие периоды советских репрессий. В первую очередь благодаря тому, что не шла на поклон ни к обновленцам, ни к сергианцам.

Верующие, подписавшие письмо в защиту Pussy Riot, несомненно принадлежат к этой Живой Церкви. И хочется обратиться к ним со своей экуменической просьбой не рваться в гундяевский частный клуб, а, оставив его членам удовольствие кувыркаться в грехе, обрести свой собственный дом, в котором их хотя бы не будут держать за малолетних правонарушителей. Там, где можно будет жить по заповедям Нагорной проповеди и не ждать оплеух за проявление чувств милосердия и сострадания. Ибо если читать Евангелие буквально, то сделать это - не только право истинных христиан, но и их прямой религиозный долг.