Как сердцу выразить себя...

На модерации Отложенный


Читать это совсем необязательно, это больше заметки для самого себя, чем для обсуждения. Вообщем-то почти ни о чем, если поглядеть со стороны. Да и на поставленный в заголовке вопрос напрашивается вполне очевидный ответ - а никак.

Но раз уж начал, то давайте определимся с некоторыми дефинициями. Начнем с сердца. Именно оно, по традиции, есть средоточение всей нашей духовной, т.е. внутренней, жизни. Именно его поэты и прочие словоблуды выбрали в качестве органа, который якобы умеет чувствовать, не рассуждая; понимать, не вникая; прозревать, не зная. Ему, опять же якобы, можно верить, хоть аргументы этой веры зыбки и недостоверны. Короче, сердце в эфирно-поэтическом представлении есть нечто, напрямую связывающее нашу хрупкую душевную сущность с иными столь же невещественными сущностями, как то - красота, добро, одушевленный космос и, наконец, душа другого человека. А про то, что сердце великий и неутомимый труженник, почти вечный двигатель, без которого ни мыслей ни чувств мы бы вовек не испытали, про это поэты почему-то из деликатности умалчивают, знать не зная и не желая знать о малом и большом круге кровообращения, всяких там желудочках, предсердиях, клапанах, не говоря уж о коронарном шунтировании. Поэты ж, итить.

Понятие "выразить" вроде бы не нуждается в разъяснениях, но это не совсем так. И здесь есть определенные проблемы. Первая связана с тем, по поводу чего выражаемся, вторая - как и какими средствами пытаемся это сделать. В случае с сердцем в его эфирной ипостаси это особенно важно, т.к. сам объект выражения явлен нам в виде зыбкой туманности, живущей по своим крайне прихотливым законам, а его связь с внешним миром всегда опосредована и проходит через целую цепь фильтров, как то - разум, слово, образ. Все это может и вовсе заставить отказаться от попыток выразиться. Но мы же не оступим перед такими ничтожными препятствиями, не правда ли? И поэтому так важно сосредоточиться на второй проблеме - способы и средства выражения. Их немного - образ, звук, слово или их сочетания. Можно прозой, можно рифмой и ритмом, можно красками, а можно песней без слов. Еще можно каракулями, черточками на песке или скале, завитушками на бумаге или движущимися картинками. Последнее предпочтительнее иных средств, т.к. стоит запустить эти картинки, как человек оцепеневает и забывает о том, чего хотел, такового уж парализующее свойство этих картинок, мувиков то бишь.

Но честнее выбрать старое и проверенное средство выражения, а именно слова.

И не беда, что слова требуют мыслей, мы же знаем, что мысль гостья редкая, но это же не мешает нам произносить речи, писать баллады, петь оды и вообще говорить о том, о чем по сути мы и понятия не имеем. В том числе и о нашем внутреннем Я, средоточием которого мы и полагаем сердце. Некоторые, правда, оспаривают это положение, полагая, что разум глава этого хозяйства, но это обычно совершенно бессердечные и безжалостные люди и свою жестокость они выдают за рассудочность. Именно они полагают, что "как нужно" куда важнее, чем "как хочется". Те еще бяки и зануды, тьфу на них.
Итак, решили, выразим наши сердечные тайны простыми и понятными словами. При этом постараемся слова эти выстроить в надлежащем порядке, соблюдая элементарные грамматические, орфографические и стилистические правила, не пренебрегая этими ужасно противными знаками препинания и ни на секунду не забывая - о чем начали говорить в самом начале. И ни в коем случае не в стихах, которые не есть ясно изложенная мысль о чем-либо, а всегда лишь наша рефлексия по поводу чего-либо, выраженная в особо-извращенной форме. Это если мы не Пушкины, Шекспиры, Пастернаки и прочие всякие Гёте, Бёрнсы и Петёфи.

Сложно то как, задумаешься над этим и вовек выражаться не захочется. И здесь нас может выручить только что-то совершенно иррациональное, что-то настолько императивное, что сопротивляться ему просто невозможно. Это - наше желание явить миру богатство души нашей, и это при полной убежденности в том, что оно там есть, что явить его нужно и что это непременно будет востребовано иными Я и впитано их сердцами. И коли такое желание возникло, то все остальное, собственно, уже не имеет никакого значения - нужно выплеснуть из себя избытки нашей духовности, не таить ее под спудом, явить ее миру и хоть на время обрести покой. Так обычно и происходит, учитывая, что каждая душа таит в себе неисчислимые богатства, что писать, то бишь выражаться, умеют тоже все, что интернет ныне дешев и что сеть все стерпит.

Удивительным в этом процессе выглядит только то, что действительно изредка, вдруг и совершенно нежданно можно встретить образец такого излияния, который тебя заденет, срезонирует и даже вызовет отклик. Порою всего лишь одной фразой, образом, мелодией, а иногда и мыслью. Последнее, конечно, совершеннейшая редкость, но тем она дороже и желаннее. Ее и ищешь, как алмаз в нагромождениях словесной руды. И это странно - сердце с его тайной жизнью и вдруг мысль. Да, хитро устроен человек.