Следователи испугались письма в защиту Pussy Riot

Фото: ИТАР-ТАСС Текст: Алексей Сочнев

Заседания по делу Pussy Riot решили проводить в быстром темпе. Уже переназначена дата ближайшего заседания, а адвокатам резко сократили время на ознакомление с многотомным уголовным делом.

В блоге Pussy Riot в "Живом журнале" новость о неожиданном перенесении заседания на среду, 4 июля, встретили прохладно. 

 

Блог панк-группы Pussy Riot

"Источники во власти утверждают, что после публикации письма почти 200 мэтров российской культуры, следствию была дана команда резко сократить время для знакомства с делом и как можно скорее начать суд по существу из-за опасений, что резонанс и общественное недовольство делом привлекают слишком много внимания".

 

Речь идет о письме-поручительстве над арестованными девушками, под которым может поставить подпись любой желающий. С выводами автора блога Pussy Riot согласен и адвокат арестованных Николай Полозов.

 

Николай Полозов, адвокат Pussy Riot

"В пятницу вечером мне позвонил следователь, который ведет это дело, Хорьков (предыдущий следователь по этому делу Артем Ранченков получил повышение) и сообщил, что он подал заявление в Таганский суд об ограничении сроков ознакомления с материалами дела. В связи с тем, что со стороны защиты якобы идет затягивание процесса. Хотя мы начали знакомиться с делом только 8 июня. Объем дела — 7 томов, это около 3 тысяч страниц. Плюс там приобщены к делу ряд вещественных доказательств, видеофайлов длительностью до нескольких десятков часов. Всё это надо отсматривать. К сожалению, следователь решил, что трем обвиняемым и трем адвокатам достаточно времени с 8 июня до 8 июля, чтобы ознакомиться со всем этим объемом.

Я считаю, что это реакция государства в лице следствия на письмо деятелей искусства и на желание выступить поручителями на процессе Чулпан Хаматовой и Дмитрия Муратова. Защите очень сложно знакомиться с делом, в СИЗО невозможно пронести ни ноутбук, ни фотоаппарат. Мы работаем с делом только с ручкой и блокнотом. Мы планировали изучить дело за два месяца. Их бы нам вполне хватило. Но следователь решил ограничить. Такого не было даже по делу Ходорковского. Их задача — быстрее приблизить приговор. Чем дольше идет дело, тем сложнее власти ответить обществу на вопрос: "А почему они собственно там сидят?". Судя по динамике судебного процесса, девушек хотят осудить не на условный, а на реальный срок".

 

Другой адвокат Pussy Riot Марк Фейгин рассказал PublicPost, как личное поручительство Чулпан Хаматовой и Дмитрия Муратова, а также письмо поддержки от деятелей искусства может повлиять на ход судебного разбирательства.

 

Марк Фейгин, адвокат Pussy Riot

"Письмо поддержки, которое обращено к суду, может не иметь юридических последствий. Ответ Мосгорсуда может быть формальным, что-то типа "мы не можем это письмо практически применить для принятия решения", поэтому мы решили прибегнуть к личному поручительству. Это вполне себе законная процедура, это статья 103 УПК. Я признаю, что правоприменительная практика не часто прибегает к такой возможности, но тем не менее такая практика есть. Поручители заполнили положенную по закону бумагу о поручительстве, в которой дают гарантию, что лица, за которых они поручились, не будут избегать ни следствия, ни суда, будут являться вовремя. Дмитрий Муратов и Чулпан Хаматова — люди уважаемые, в их репутации ни у кого нет сомнения, и их поручительство за наших подзащитных свидетельствует, что общество определенным образом оценивает не столько поступок 29 числа в храме — это отдельный вопрос, а примененную к нашим подзащитным меру пресечения в виде заключения под стражу.

Для решения вопроса вины и наказания поручители считают избыточным держать девушек под стражей. Кстати, подписанты письма, особо отмечу, считают проступок девушек административным правонарушением, а никак не уголовным преступлением". 

 

Между тем пресс-служба патриарха отреагировала на письмо общественности в поддержку панк-феминисток. Церковь не будет вмешиваться в дело Pussy Riot, в том числе в вопросе их освобождения из СИЗО, заявил на брифинге глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. Слова Волкова передает агентство "Интерфакс".

 

Александр Волков, диакон, глава патриаршей пресс-службы

"Люди, обратившиеся к патриарху, просят, чтобы патриарх вмешался в судебный процесс, причем сами задержанные ни о чем патриарха не просили. Многие возмущаются, что слишком долго длится следствие, что слишком долго их держат взаперти. Но опять же, сделать Церковь с этим ничего не может. После этой чудовищной, кощунственной акции не идет речи о том, чтобы Церковь каким-то образом влияла на следственные органы. Когда люди, обеспокоенные ситуацией, обращаются к патриарху с просьбой о том, чтобы он печаловался об этих женщинах, возникает ситуация, когда просят патриарха оказать воздействие на судебные инстанции, которого нет и никогда не будет".

 

Марк Фейгин, адвокат Pussy Riot

"Писем к патриарху с просьбами действительно не было, было письмо к отцу Всеволоду Чаплину о том, чтобы он посетил девушек в СИЗО. Это было в марте. Тогда это было актуально, потому что сыпались обвинения в антихристианстве, богохульстве и кощунстве и требовалось объяснить, что под этими обвинениями нет вообще никаких оснований. Никакого мотива религиозной вражды и ненависти у них вообще не было. Но встречи не состоялось. РПЦ отказалась от этой идеи. Я не знаю деталей, но, видимо, патриарх отказался согласовать поход Чаплина к нашим подзащитным. На мой взгляд, это очень печально, потому что много из двусмысленных оценок удалось бы избежать.

Что касается слов пресс-службы патриарха, то мы их примем к сведению. Если бы в числе поручителей выступил бы патриарх или кто-то из его окружения, мы бы не отказались, мы бы представили эту бумагу в суд". 

 

Режиссер и политик Никита Михалков солидарен с пресс-службой патриарха.

 

Никита Михалков, режиссер

"Сколько человек подписали письмо, 103? Давайте пройдем сейчас с листом в противовес этому письму, как вы думаете, сколько мы наберем подписей? Не надо думать, что мнение российской элиты — это и есть мнение нашей страны. Это не так. А они этого не понимают. Да, это их гражданская позиция, они ее высказали, я счастлив, что это возможно. Но не нужно превращать демократию в тоталитарную демократию, а либеральные идеи — в либеральную диктатуру. Мне никто не предлагал подписать это письмо. А если бы предложили, не подписал бы".

На вопрос, какого наказания заслуживают участницы группы, Михалков предложил, чтобы "они то же самое сделали в синагоге и мечети". "А потом надо помочь им спрятаться за стенами храма Христа Спасителя, где они бы молили не о том, чтобы Путин ушел или остался, а лишь о том, чтобы их не тронули".

Текст: Алексей Сочнев