ВС разрешил гражданам обороняться от незаконных действий полиции

28 июня Верховный суд РФ обнародовал проект постановления, согласно которому граждане имеют право обороняться от незаконных действий полицейских. Вместо прояснения ситуации документ еще больше всех запутал. Все сразу вспомнили, как в 2009 году "Нургалиев разрешил" сопротивляться тогда-еще-милиционерам. Его заявление предшествовало началу реформы МВД, а заявление ВС сделано на фоне ее провала.

Предыдущий глава МВД Рашид Нургалиев заявил о правомерности отпора милиционерам в ноябре 2009 года. За полгода до этого глава московского ОВД "Царицыно" Денис Евсюков открыл огонь по случайным людям в московском супермаркете, и репутация российской милиции, и так-то невысокая, упала ниже нуля. Из заявления Нургалиева можно было сделать вывод, что министр сам перестал доверять своим подчиненным и предоставил гражданам самостоятельно разбираться с проблемой. Кое-кто понял это как поощрение беззакония - уже через месяц дебошир из Перми набросился на прибывший по вызову наряд с криком"Нургалиев разрешил бить милиционеров".

И вот 28 июня у россиян случилось дежавю: Верховный суд фактически повторил шаг Нургалиева трехлетней давности. Суд объявил, что "граждане имеют право на применение активных мер защиты и против преступных действий должностных лиц; например, допустима защита от заведомо незаконного применения силы со стороны сотрудников правоохранительных органов". В проекте постановления подчеркивается, что сказанное не относится к сопротивлению правомерным действиям должностных лиц, "даже если они сопряжены с причинением вреда или угрозой его причинения".

Как известно, Верховный суд не принимает новые законы, а лишь разъясняет старые (хотя его постановления, конечно, имеют больший вес, чем комментарии обычных юристов).

Вот и в данном случае ВС просто попытался указать извилистую тропку между сразу несколькими статьями Уголовного кодекса.

С одной стороны, в УК существуют статьи 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), 318 (применение насилия в отношении представителя власти) и 319 (оскорбление представителя власти). Статья 317 очень серьезна, она применяется в случае убийства полицейского и предусматривает наказание в виде лишения свободы вплоть до пожизненного (либо смертную казнь в случае отмены моратория). Статья 318 разделена на две части - насилие, опасное и не опасное для жизни и здоровья. Максимальное наказание за опасное насилие - десять лет, за неопасное - пять лет колонии. Ну а самое серьезное наказание по 319-й статье - исправительные работы на срок до одного года.

С другой стороны, существуют статьи 37 (необходимая оборона) и 38 (причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление). Они входят в раздел УК "Обстоятельства, исключающие преступность деяния". Кстати, в этот же раздел входит статья 42 (исполнение приказа или распоряжения), что еще больше усложняет ситуацию. Как нетрудно заметить, в случае противостояния полицейского и гражданина статьи 37 и 38 фактически входят друг с другом в противоречие. Особенно если учесть презумпцию невиновности - формально никто не может быть назван "лицом, совершившим преступление", пока в отношении него не вынесен судебный приговор.

Интересно, есть ли еще страны, в которых ТАКОЕ противостояние полиции и народа? Или мы опять впереди планеты всей?