Об эльфах и гоблинах

На модерации Отложенный

История с панк-молебном, которую можно смело именовать историей эпатирования и этапирования, и не думает заканчиваться даже в начавшийся сезон отпусков. Если раньше признаком принадлежности к продвинутым слоям общества было требование освободить Ходорковского, то теперь страдания опального олигарха затмил арест трех не сильно богатых девиц.

На этой неделе их освобождения потребовала группа кинорежиссеров, актеров, писателей и иных деятелей культуры. Все они внимательно изучили данное дело и вынесли свой веский вердикт - никакой уголовщины тут нет, "пусей" нужно срочно отпустить. Ряд подписантов письма, развивая тему, настаивает на том, что если бы пуси пропели с амвона многолетие Путину, все бы для них сложилось иначе. В их понимании следствие работает по такой схеме: напрыгнул на девушку эксгибиционист в парке, пошла она в полицию заявление писать, а следователь ее первым делом спрашивает: что он кричал в процессе эксгибиционизма? За Путина или за Навального агитировал? И заводит дело за хулиганство только в случае правильного ответа.

Среди подписавших письмо деятелей культуры есть люди, безусловно, уважаемые - как, например, Чулпан Хаматова, присутствуют и персонажи, вызывающие у большинства населения чувства резко негативные. Все они разные, и к самому "панк-молебну" относятся по-разному. Однако есть одна черта, которая объединяет большинство подписантов. Это особый тип психологии, ныне определяемой как "эльфийская". Носители такой психологии уверены в том, что этот мир создан ради них, и именно они решают, что в нем хорошо, а что - плохо. А так называемые законы пишутся исключительно для серой массы. Немалая часть деятелей культуры искренне верит, что общество просто обязано их любить и слушать, а государство - безропотно выделять деньги на фильмы, театральные постановки, выставки и перфомансы. И неважно, что эти фильмы неизменно проваливаются в прокате, а на выставки никто не ходит. Ведь главное - это не презренные деньги и еще более презренная патриотическая идеология, а свобода самовыражения творцов.

Еще с советского времени у многих представителей творческой интеллигенции считается хорошим тоном быть в оппозиции действующей власти и постоянно показывать власти фигу между строк финансируемых из госбюджета книг и фильмов.

При этом сама власть уже десятилетия все это терпит и исправно спонсирует такую "креативную деятельность". В принципе, сложившаяся ситуация устраивает обе стороны, однако "творческая элита" все чаще выходит за рамки искусства и требует всяческих перемен политического свойства.

К примеру, хотят они, чтобы у нас было как в Америке. И ведь не думают о том, что там даже голливудские звезды первой величины стараются платить налоги и публично любить свою страну, а за провалившийся в прокате фильм могут и от кинематографа отлучить, и имущество описать. Теперь вот хотят, чтобы государство нарушило собственные законы, оказав давление на следствие и суд. А ведь тогда миллионы граждан так же попросят государство дать "пусям" пожизненный срок. Они ведь с точки зрения закона ничем не хуже, такие же избиратели и налогоплательщики.

И эти миллионы граждан реально существуют, составляя, по точному выражению Ольги Туханиной, второе гражданское общество. Это самое второе общество не является творением действующей власти, относясь к ней достаточно прохладно, зато врагов этой самой власти ненавидит совершенно искренне. Как гоблины эльфов. И начинает задавать власти неудобные вопросы, с какого резона она дает деньги и награды тем людям, которые желают ее свержения, призывают к нарушению законов и, главное, создают откровенно неприятный для большей части населения творческий продукт? Почему она соглашается с тем, что они и есть элита общества? Параллельно выясняется, что среди условных гоблинов ничуть не меньше режиссеров, художников, писателей и ученых, чем среди условных эльфов. Что они тоже умеют писать письма чиновникам и добиваться своих целей, как это показала история с энкавэдестером "Служу Советскому Союзу". И, страшно сказать, даже эпатажный перфоманс может стать обоюдоострым оружием. Раз уж пошел такой креатив...


Роман СИЛАНТЬЕВ,
глава Правозащитного центра Всемирного русского народного собора,
специально для "Интерфакс-Религия"