Национализация. Старт дан?

Российские регионы дают старт национализации имущества зарубежных собственников
«Пионером» революционной практики хочет стать Средний Урал
Свердловские власти берут на вооружение метод экспроприации собственности. Судьба чужого имущества всегда заботила власти этого региона – на Среднем Урале уже много лет пытаются бороться с так называемыми «неэффективными» собственниками. Но еще никогда не замахивались на Конституцию, которая подразумевает неприкосновенность частной собственности, напоминает корреспондент «Нового Региона». Однако в случае с владельцами «Верхнесинячихинского метзавода» (ООО «Нигмас») решили не церемониться. Это предприятие решили просто забрать у хозяев – под предлогом того, что они не выходят с чиновниками на связь.
«Пионером» в экспроприации «нового времени» готовится стать Свердловская область. А площадкой для эксперимента – «Верхнесинячихинский металлургический завод», который ныне носит название ООО «Нигмас», оказавшийся в сложной экономической ситуации. Решить вопрос вывода завода из кризиса с хозяевами завода не удалось – конечный собственник проживает на Кипре и на связь с областными властями не выходит. Сейчас предприятие не работает, почти 500 человек его сотрудников увольняют. Люди готовятся к массовым акциями протеста, голодовкам.
Интересно, что о таком развитии событий СМИ предупреждали заранее, но областное Министерство промышленности и науки подключилось к проблеме уже на последней стадии. К тому моменту, уведомления о массовом сокращении уже вступили в силу, и отыграть решение владельцев завода было невозможно. Фактически сложилась ситуация, что представители государственной власти никак не могут повлиять на ситуацию, отмечает корреспондент «Нового Региона».
Судя по всему, ощущение беспомощности сильно огорчило областных чиновников. Но неужели настолько, что они теперь готовы сами идти на нарушение закона? Сейчас «проблемный» ВСМЗ хотят попросту отнять у его же хозяев. С такой инициативой, в частности, выступил и.о. вице-премьера областного правительства Александр Петров. Об этом совершенно спокойно сегодня сообщили в резиденции губернатора Свердловской области: «Также в ходе обсуждения (проблемы ВСМЗ, прим. НР) А. Петров дал поручение поработать вопрос о передаче в казну Свердловской области имущественного комплекса Верхнесинячихинского металлургического завода, поскольку собственник предприятия не выходит на контакт и с ним нельзя связаться».
При этом известно, что самое ликвидное имущество предприятия-банкрота находится в залоге у питерского банка «Петрокоммерц». Как ранее заявлял «Новому Региону» прокурор Алапаевска Александр Мухаев, «Петрокоммерц» является залогодержателем всего имущества ООО «Нигмас».
«В этом банке руководители завода брали кредиты и теперь без ведома «Петрокоммерц» осуществлять какие-то действия проблематично», – пояснил тогда Мухаев. По его данным, банк кредитовал завод на сумму не менее 30 млн. рублей.
Как передает корреспондент «Нового Региона», сейчас представители банка «Петрокоммерц» вовсе не в восторге от инициативы властей Среднего Урала. Ведь если имущество «Нигмаса» с позволения сказать, «национализируют», кто выплатит долги банку? Вряд ли банкиры из Санкт-Петербурга поверят обещаниям свердловских чиновников расплатиться по кредитам «Нигмаса». Как показывает история со строительством статусного ВЦ «Екатеринбург-Экспо», власти Свердловской области теперь сами выглядят в глазах крупного бизнеса в качестве недобросовестных партнеров – ведь те отказываются платить за уже выполненные строительные работы.
Поэтому банкиры уже дали понять – вариант свердловского вице-премьера Петрова – не вариант. «Мы заинтересованы найти инвестора, чтобы сохранить свои деньги», – говорит замдиректора департамента по работе с проблемной задолженностью ОАО «Банк «Петрокоммерц» Артур Минасян.
В свою очередь у экспертного сообщества инициатива властей вызвала недоумение, и даже оторопь. «Сложно здесь что-то сказать. Я не знаю иной нормы закона, по которой собственник может быть лишен своей собственности, иначе, чем по решению суда. Об этом говорит 35-я статья Конституции Российской Федерации. В общем, передать что-либо в областную казну можно только через суд», – поясняет кандидат экономических наук Константин Селянин.
Однако чтобы обратиться в арбитражный суд с подобным иском, в любом случае будут нужны какие-то внятные основания. «Какие они здесь, мне сложно сказать. Я очень надеюсь, что это некое намерение, которое не подкреплено нормой закона. Потому что если вдруг выяснится, что норма закона такая существует, то я, видимо, в жизни нашей страны что-то пропустил», – говорит г-н Селянин. Хотя, конечно, поведение собственников вызывает много вопросом. Но все должно быть сделано в рамках закона – других вариантов нет».
В свою очередь управляющий партнер агентства юридической безопасности «Интеллект-с» Евгений Шестаков также с удивлением оценивает заявление об изъятии завода в казну. Он указывает на незыблемость 35-й статьи Конституции РФ, которая охраняет частную собственность. «Это называется национализацией частной собственности в пользу государства. Что это означает, думаю, объяснять не надо», – говорит г-н Шестаков. При этом он предположил, что вице-премьер Петров мог просто «не подумать», озвучивая «антиконституционную» инициативу.
Добавим, что в Управлении Генпрокуратуры РФ по УрФО сегодня прокомментировать заявление и.о. вице-премьера Петрова об изъятии чужого имущества в областную казну затруднились.
Комментарии
Т.Е. национализация -неизбежность и своего рода дамоклов меч,над хозяйчиками,строящими себе золотые унитазы,в том числе в оффшорах,но ни грамма труда не сделавшие в развитие страны.
1. Региональная власть начинает понимать, что в Забугорье все не уедут, поэтому надо обустраивать жизнь в России;
2. Сделана одна из первых попыток отстранения "эффективных менеджеров" от наворованной собственности.
"эффективным предпринимателям", но заставлять этих так называемых собственников привести предприятия в исходное состояние, таким, каким оно было до передачи от государства, оплатить стоимость всех вывезенных и уничтоженных основных фондов. Возвратить до копейки все, что украдено согласно тогдашним людоедским воровским законам.