Если Россия сорвет свои обязательства перед Международным олимпийским комитетом, появятся основания отменить решение о проведении Олимпиады-2014 в Сочи. В Заявочной книге наша страна продекларировала ряд экологических принципов, выполнить которые сегодня не в состоянии. Основная часть необходимых экологии олимпийских объектов не построена. Чтобы сгладить конфуз, их просто вычеркивают из государственной Программы строительства олимпийских объектов. Наиболее критическая ситуация сложилась с переработкой и хранением мусора. Сочинцы болеют и умирают под бодрые заверения о том, что всё идет по плану. Не так плоха ситуация с объектами энергетики. Но тут проблема другая: десятки миллиардов хотят потратить на то, без чего можно обойтись. Всё это вызывает протест местного населения: митинги идут по всему сочинскому побережью.
|
Фото Евгения Титова |
Формула сопротивления
Все бабушки Кудепсты знают, что мощность измеряется в мегаваттах. И что крупнейшую в мире электростанцию хотят построить у них на речке. Остальное могут рассказать в помещении поселкового ТОС Ї Территориального общественного самоуправления. Игорь Васильев тут вроде главнокомандующего. Отставник. Рисует передо мной схему со стрелками, словно карту сражения: «Под эту станцию рассматривалось пять площадок. В том числе далеко от жилья. Но туда надо тянуть коммуникации, а это дорого. А около домов бизнесу строить дешевле».
На улице рядом с ТОСом — щит с фотографиями и физическими формулами. Объяснения прохожим дает инженер-механик Любовь Михалева: «На станции хотят сделать 24 трубы. На выходе из трубы температура сгорания составит 500 градусов. Продукты сгорания будут оставаться здесь, в ущелье». Прохожие едят мороженое и кивают.
В мае на местной реке Кудепсте появился временный мост. По нему прошла строительная техника. На левом берегу Кудепсты вырубили 220 деревьев. Но показать местным жителям соответствующее разрешение строители не смогли. Тогда несколько сот кудепстинцев пришли и выгнали строителей. Теперь в районе моста идет круглосуточное дежурство. В костре догорают угли, рядом стоят пятилитровки с водой и примусы. В зарослях разбиты палатки. «Оккупай мост» да и только.
«Я в жизни на митингах не была», — рассказывает Надежда Николаевна Заливадняя. В свои 68 лет она протестует впервые, «чтобы внуки жили в чистой природе». Сегодня в лагере она дежурная. Каждая смена дежурных состоит из трех человек. Меняются по графику. Результаты дежурства записывают в журнале. В случае ЧП звонят в поселок, и толпа оттуда приходит за 10 минут.
Полиция Хостинского района Сочи уже искала в лагере бомбу и переписывала паспорта. Но люди по-прежнему сидят. «От этой станции до ближайшего дома будет 300 метров, до морского пляжа меньше километра. А станция даст вибрации. Это смертельно опасно», — говорит Павел Иванович Чесноков. Он — душа лагеря. В свое время был и прорабом, и дальнобойщиком, а теперь безвылазно сидит здесь начиная с 17 мая.
При подготовке к Олимпиаде Россия реализует «Экологическую программу Сочи-2014». Один из пунктов программы называется «Игры без климатических изменений». Имеется в виду минимизация выбросов углекислого газа в атмосферу. Между тем эксперт Общественной палаты Сочи Владимир Плис произвел научный расчет: при появлении ТЭС выбросы углекислого газа в районе увеличатся в 10,7 раза. Получается, строительство будет напрямую противоречить заявленному олимпийскому принципу.
У моста появляются люди с монтировками. Они из компании-застройщика, ООО «Кудепстинская ТЭС — ГазЭнергоСтрой». «Будет дождь, нам надо мост укрепить», — уверяет представитель застройщика Александр Лучин. В ответ «оккупайцы» смеются. Но людей с монтировками пропускают: чтобы лагерь ни в чем не обвинили.
«Без этой электростанции Сочи не хватит электричества, — объясняет мне Александр Лучин, пока его рабочие копаются под мостом. — Все районы Сочи энергией обеспечены за счет других станций, а этот, Хостинский, — нет». Спрашиваю, почему хотят строить рядом с жильем. «Геологоразведка на других участках показала, что там строить нельзя», — уверяет Лучин.
Давайте посчитаем. К 2014 году максимальная потребность Сочи в электроэнергии составит 1030 мегаватт. Сейчас в Сочи и рядом с ним строятся и реконструируются 3 теплоэлектростанции. Есть ГЭС. Их суммарная мощность к 2014 году составит 870 Мегаватт. Помимо этого на курорт поставляется энергия из соседних регионов, около 300 мегаватт. Значит, планируемая потребность в 1030 мегаватт может быть запросто перекрыта. Тогда зачем нужно строить Кудепстинскую ТЭС?
В Программу строительства олимпийских объектов кудепстинскую станцию включили только в 2010 году. Однако инвестор, «Концерн Внешэнергоснаб», заявил, что к 2014 году построить ТЭС нереально. Из-за этого правительство планировало исключить станцию из списка олимпийских объектов. То есть признавало, что провести Олимпиаду можно и без нее. Но тут обнаружился другой инвестор, госкорпорация «ГазЭнергоСтрой», который пообещал построить вовремя. И ТЭС оставили в программе. До Олимпиады осталось 19 месяцев, а на месте будущего промышленного монстра пока вырыта яма размером с домашнюю ванную. Зато инвестирование в проект, по неофициальным данным, составит 23 миллиарда рублей.
Кошевой атаман местного казачьего общества Олег Рысенко ведет меня мимо пустыря, где строители вырубили лес. К пустырю примыкает озеро, в камышовых зарослях сидят утки и рыбаки. Рядом на лужайке пасется конь по кличке Соловей, поодаль в теплицах растут огурцы с помидорами, а за ними — банановые пальмы. Помните необычные «лохматые» леса, которые мы видели в советских сказках? Они тут есть на самом деле — это заросли самшита.
В паре километров — сооружение, напоминающее гигантский водный кран. Это одна из йодобромных скважин, которых в этих местах с десяток. Каждый день сюда приезжают автоцистерны, которые развозят йодобромную воду по сочинским санаториям. Теперь тут хотят построить крупнейшую в мире ТЭС.
Между тем в лагерь постоянно идут посетители. Русские, армяне, дагестанцы, греки — в борьбе за Кудепсту едины все. Кто-то несет защитникам природы хлеб, кто-то овощи. Местный авторитетный человек, Омар, привозит на джипе шашлыки и огромную кастрюлю борща.
Утром приходит известие: на совещании в администрации Сочи решено пропустить на левый берег технику для геологоразведки. Вскоре к лагерю приходят полторы сотни селян. Появляются машины с полицейскими. Когда защитников природы становится больше 200, полицейские молча садятся в машины и уезжают. Все эти стройки подстегнули гражданскую активность, научили сочинцев объединяться и бороться. И это — одно из главных достижений еще не состоявшейся Олимпиады-2014.
Мусорное море
|
Один из пляжей... /фото Евгения Титова |
Вероника Минагесьян умерла, когда ей не исполнилось и месяца. Кристина Антонян ушла из жизни, когда ей был годик. Андрюша Кюлян умер в два года. В этом же возрасте скончалась Аня Буюклян. Ульяна Такмазян ушла в 6 лет. У всех был один и тот же диагноз: белокровие. На надгробиях Ї фотографии улыбающихся детей. Армянское кладбище в сочинском селе Атарбеково залито солнцем. Акоп Григорьевич Сунгурян присматривает за этим кладбищем уже 40 лет. Ведет меня вдоль могил: «Сейчас работы прибавилось. От онкологии умирает каждый третий, и все молодые».
Село Атарбеково относится к поселку Лоо. Дом № 12 на главной улице села Енисейской Ї старая совхозная трехэтажка. Недавно здесь жили 48 человек. За последние 3 года от онкологических заболеваний скончались семеро. Другие борются за жизнь. Арине Доброхотовой 4 года. Под Новый год стала спотыкаться, через несколько дней врачи обнаружили у девочки опухоль на позвоночном стволе. 24 января ей сделали операцию в Москве, в Главном военном клиническом госпитале имени Н.Н. Бурденко. «Оперировал хирург Александр Кушель. Он сразу сказал, что причина опухоли — это экология», Ї рассказывает папа Арины Александр Доброхотов.
В питерской Клинике имени Раисы Горбачевой девочке сделали пересадку стволовых клеток. Сейчас Арина там, прошла 4 курса химиотерапии. Вскоре ей придется возвращаться в Атарбеково.
Неподалеку от села в речке Битхе течет не вода, а коричневая жидкость. Это то, что Битха вбирает в себя, протекая мимо здешней свалки.
Река огибает парк санатория «Белые ночи» и впадает в Черное море. На пляж, — где рыбаки ловят рыбу, купаются дети, — накатываются ядовитые коричневые волны. Кроме «Белых ночей» в округе еще семь санаториев, включая три детских.
|
Битха / фото Евгения Титова |
Свалка в Лоо — единственная на весь Большой Сочи. То есть на 145 километров побережья. От нее до ближайших домов села Атарбеково всего 100 метров, а до сельской школы Ї 150. Федеральный же закон «Об отходах производства и потребления» запрещает захоранивать отходы в границах населенных пунктов. Такой же запрет распространяется на рекреационные и курортные зоны, а Сочи — курорт федерального значения. То есть 9 миллионов кубометров мусора свалены абсолютно незаконно.
Сказать, что в районе Лоо происходит экологическая катастрофа, будет неправильно. Потому что катастрофа охватывает всё Черноморское побережье, вплоть до Туапсе. Из-за этого России грозит в прямом и переносном смысле катастрофическая потеря олимпийского имиджа. Ведь одно из главных требований МОК к олимпийским городам Ї реализация «инициативы 3R»: «Reuse, reduce, recycle» («Повторное использование, сокращение объемов, переработка»). «Инициатива 3R» лежит в основе международного принципа «Ноль отходов». Этим принципом решила руководствоваться и Россия: в Заявочной книге Олимпиады мы взяли на себя «создание в г. Сочи новой системы сбора и переработки твердых отходов».
Чтобы выполнить обязательство, в государственную Программу строительства олимпийских объектов был включен ряд пунктов. Для удобства обозначу их цифрами: 1) закрытие и рекультивация свалки в Адлере; 2) то же самое по поводу свалки в Лоо; 3) строительство мусороперерабатывающего завода годовой мощностью 200 тыс. тонн; 4) строительство комплекса по утилизации биологических отходов; 5) создание нового полигона ТБО, а при нем — еще одного комплекса по переработке отходов на 100 тыс. тонн.
Пункт № 1 выполнен, свалка в Адлере рекультивирована и закрыта. Пункт № 2 выполнен на бумаге: по постановлению сочинского мэра Пахомова свалка в Лоо закрыта с 1 июня. На самом деле мусоровозы едут на полигон круглые сутки и сплошным потоком, в чем я убедился лично (см. фото). Чиновники заявляют, что в грузовиках, собственно, не отходы, а уже обработанный мусор, уложенный в брикеты. Но это Ї полуправда.
Здесь мы переходим к пункту № 3 — строительству мусороперерабатывающего завода. Он действительно построен: в Хосте гастарбайтеры вручную выбирают из отходов картон и стекло. «Мощность завода — 550 тонн в сутки», — сказано на сайте предприятия. Допустим, я верю. Но в отчете Счетной палаты, проверявшей соблюдение экологического законодательства в Сочи, сказано: полигон в Лоо ежедневно принимает 700 тонн отходов. То есть все равно больше, чем перерабатывает построенный завод. Значит, часть отходов сегодня захоранивается в первоначальном, не брикетированном виде. «Девятнадцатого мая я лично видела, как на свалку привезли машину с биологическими отходами, и бульдозер их тут же закопал», — рассказала мне Маргарита Кравченко, живущая в поселке Уч-Дере, в 100 метрах от свалки.
Сортировка мусора гастарбайтерами — лишь первый этап строительства мусороперерабатывающего завода. Остальные два этапа — это переработка пластика и органических удобрений с помощью оборудования. Реализовать их обещали уже в этом мае. Но работа забуксовала из-за отсутствия ряда проектных документов. Теперь обещают завершить строительство к концу года.
Пункт № 4 — строительство комплекса по утилизации биологических отходов — тоже не выполнен. Потому что жители поселка Уч-Дере, где планировался комплекс, буквально легли под бульдозеры. Ведь ставить объект хотели рядом с домами и школой, а это — грубое нарушение закона.
Не реализован и пункт № 5, полигон ТБО в междуречье рек Буу и Хобза, а также комплекс по переработке отходов на 100 тыс. тонн. Строить хотели в соответствии с экологическими нормами, то есть в нескольких километрах от жилья. Для этого надо было тянуть в горы коммуникации и дороги. Но такое строительство стоит дорого. Инвестор Ї «Тоннельный отряд-44» Ї был не в восторге. А контролирует эту фирму Олег Дерипаска. Ради удешевления строительства администрация Сочи сделала хитрый ход: официально заявив, что стройка будет в горах, перенесла ее в центр поселка Буу. Возмущенные подлогом, несколько сотен селян вышли навстречу строительной технике. Были милицейские спецподразделения, автозаки, вертолеты, задержанные (см. «Новую», № 98 от 06.09.10).
Чтобы не ссориться ни с Дерипаской, ни с жителями Буу, сочинские власти придумали выход: вместо строительства нового полигона расширили старый, в Лоо. К уже существующим отходам добавлена площадка для хранения мусора в брикетах. Эту территорию сдали в аренду «Тоннельному отряду-44». Между тем в близлежащих селах начались оползни, а вместе с ними и митинги. И конца пока им не видно Ї ни митингам, ни оползням.
В мае этого года, когда стало ясно, что стратегия «Ноль отходов» под угрозой срыва, перечисленные выше пункты исключили из Программы строительства олимпийских объектов. Официальная причина в том, что по Закону о местном самоуправлении эти вопросы должен решать муниципалитет. Теперь никто не скажет, что олимпийские объекты отстали от графика, потому что они уже не олимпийские. И главное — в случае провала спрашивать будут не с Путина, а с администрации Сочи.
Впрочем, за сбор и утилизацию мусора в регионе официально отвечает краевая администрация. В апреле Минприроды дало кубанским властям 6 месяцев на решение мусорной проблемы в Сочи. И тут же был заявлен новый проект: оказывается, сочинский мусор будут грузить в железнодорожные составы. А потом через Туапсе везти куда-то в глубь региона для захоронения.
Но возникает новая проблема. Если мусора будет больше, чем вагонов, где его хранить? Есть информация, что временное хранилище хотят построить в Каменском карьере. Он расположен в Адлерском районе, над месторождением пресных вод, питающих реку Мзымту. А Мзымта обеспечивает питьевой водой Сочи. Обстановка накалилась: в мае жители окрестных сел уже провели несколько сходов. Администрация Сочи тут же заявила, что в Каменском строить не будут. Тогда где?
Еще вопрос: что делать с отходами олимпийских строек? Еду в Имеретинскую низменность, на строительство спортивных объектов. На полях, где раньше останавливались перелетные птицы, вырос асфальтовый завод. Для птиц же «Олимпстрой» с кубанской администрацией якобы оборудуют орнитологический парк. На самом деле это небольшой водоем, на берегах которого КамАЗы сваливают строительный мусор. «От строительства в Сочи накопится более 600 тысяч тонн отходов, Ї говорит член Общественного градостроительного совета Сочи Валерий Сучков. Ї Их валят, где попало».
«Ноль отходов» Ї это даже не заводы и не полигоны. Это цивилизованная система, на сегодня отсутствующая в Сочи. Вначале Россия решила принять у себя Олимпиаду-2014, и лишь потом задумалась, как это сделать.
Комментарий
Пресс-служба госкорпорации «Олимпстрой»:
— ГК «Олимпстрой» впервые в истории отечественной строительной отрасли инициировала процедуру сертификации ряда зданий и сооружений по международному зеленому стандарту BREEAM. Сертификацию пройдут 10 олимпийских объектов. Кроме того, все здания и сооружения, которые возводятся по олимпийской программе в Сочи, должны соответствовать первому российскому корпоративному «зеленому» стандарту, разработанному ГК «Олимпстрой». Он учитывает особенности российского законодательства и корреспондируется с наилучшими международными аналогами.
На Центральном стадионе Олимпийского парка будут сведены к минимуму затраты на энергоресурсы и водопотребление. Дождевая и талая вода с крыши, из дренажных каналов будет использоваться для мытья транспорта, поливки газонов. Уникальные «зелёные» решения применяются на Большой ледовой арене для хоккея с шайбой. Сложный купольный витраж здания выполнен из многофункционального стекла, которое обеспечивает теплосбережение и светозащиту.
Новые очистные сооружения, построенные по заказу ГК «Олимпстрой», собирают стоки с Адлерского района. В работу запущена первая очередь единого комплекса по сбору, очистке и отводу сточных вод производительностью 50 тысяч кубометров в сутки.
К Олимпиаде-2014 в Сочи должны появиться «зеленые» автомобильные парковки. В качестве покрытия для экопарковок служит не традиционный асфальт, а газонные решетки из пластика, которые укладываются на грунт и засеваются травой.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Священные древние земли - в Кудепсте, повыше интерната, лежит огромный "жертвенный камень", современник дольменов.
В Имеретинке строят буквально на костях - на старинном кладбище...Здесь все должно было быть заповедным.
И чем все закончится, знают, наверное, только древние боги.
==================================================
Олимпиада-80 явилась катализатором "конца Союза", не хотелось бы аналогий, но напрашивается вывод...
В Сибири и на Дальнем Востоке - миллионы гектаров ,не освоенных из-за бездорожья, красивейших зимних угодий, а мы решили изувечить и уничтожить уникальный, для России, субтропический заповедник.
Может ли шпик управлять государством?
Может, если это - Страна дураков.