Почему все чаще происходят столкновения с выходцами с Кавказа - в чем разница менталитетов?

На модерации Отложенный

Проблема, ставшая постоянной темой комментариев в Интернете и в полиции, - участившиеся случаи столкновений между выходцами с Кавказа и правоохранительными органами. Поводов довольно много - и массовые драки и ношение оружия и специфическое отношение к некоторым особо болезненным национальным темам.

Алексей Усачев всего пару дней назад вышел из больницы – 4 ножевых ранения, два из них в спину. Руку, говорят врачи, придется восстанавливать не один месяц. Так закончилась драка, как потом выяснилось, со студентами Бекханом Ризвановым и Магомедом Эльдиевым у торгового центра "Европейский". По словам Алексея, именно они и затеяли потасовку.

От сквера у "Макдональдса" на Дорогомиловской улице, где и началась перепалка, Алексей с друзьями перешли через дорогу к торговому центру, но Ризванов и Эльдиев пошли следом.

"В один из моментов я почувствовал удары в спину и начал стрелять автоматически после ударов. А дальше я уже толком ничего не помню", - рассказывает пострадавший Алексей Усачев.

Стрелял Алексей из травматики, как он сам говорит, только обороняясь. У адвоката Ризванова Мурада Мусаева, впрочем, совсем другая версия.

"Зачинщиком этого конфликта все-таки несмотря на громогласные заявления представителя следственных органов, на наш взгляд, являлся господин Усачев, тот самый, который в последствии открыл стрельбу. Именно ему не понравилось, как в его сторону посмотрели", - говорит адвокат Бекхана Ризванова Мурад Мусаев.

Потом у "Европейского", по словам Мурада Мусаева, оборонялся как раз Бекханов.

"Что касается ножа, который был употреблен впоследствии, то это перочинный ножик с лезвием около 5 сантиметров, его Бейхан Резванов достал только в последний момент, когда уже его оппонент применил пистолет. И конечно, исход, который мы сейчас имеем, промежуточный исход, то, что обвинение предъявлено не тому, кто стрелял, а тому, кто отреагировал на стрельбу перочинным ножиком, был бы удивителен, если бы не тренд, которым в последнее время руководствуются наши следственные органы. Тренд подчеркнут антикавказский", - говорит адвокат Бекхана Ризванова и Магомеда Эльдиева Мурад Мусаев.

По словам следователей, Ризванов бил Усачева ножом в спину. Ему предъявили обвинение в покушении на убийство - он задержан. Эльдиев в международном розыске. 

После драки следователи провели обыск в общежитии Академии имени Маймонида, названной в честь известного еврейского богослова. Здесь учатся Ризванов и Эльдиев. В комнате Ризванова нашли травматический пистолет. По данным "Комсомольской правды", у других студентов нашли еще 22 ствола. Обыск закончился потасовкой с бойцами спецназа.

Ректор Академии Вероника Ирина-Коган говорит, драку спровоцировал некий следователь в черной бейсболке. По словам ректора, этот же следователь ударил охранника академии и вообще вел себя крайне жестко. Студенты уже готовы давать показания.

"Они расскажут, как он их обзывал, как унижал. Как он им грозил, что их увезут и изобьют до полусмерти, зароют. Они вам расскажут, как он ударил сначала одного, потом второго. Но сначала вызвал ОМОН туда", - рассказывает Вероника Ирина-Коган.

Впрочем, по словам сотрудников полиции, студенты пытались отбить Альви Тагилева - знакомого обвиняемых - его собирались отвезти на допрос. 

"Когда он подходил к автобусу, несколько человек начали кричать: "Куда вы забираете нашего друга?" И в частности, двое из них спровоцировали ситуацию, когда все стали кричать: "Отдайте нам нашего друга!" И стали нападать на сотрудников Центра специального назначения.

В итоге завязалась потасовка. Принятыми мерами сотрудниками ЦСН были задержаны 17 человек, которые нападали на полицейских, они доставлены в УВД Ново-Переделкино. Трех из них задержали за оказание сопротивления сотрудникам власти", - рассказывает заместитель начальника управления уголовного розыска ГУ МВД по г. Москве Андрей Храпов.

Кто в этой ситуации был прав, еще предстоит разобраться. Но так или иначе в любых конфликтах жители Северного Кавказа готовы прийти на помощь землякам.

Так было и на этой неделе, когда на Кутузовском проспекте задержали Адама Тарамова - у него и его спутников нашли боевое оружие и наркотики. Пистолет ТТ с глушителем, наградной ПСМ и австрийский Glock. Все пистолеты были с полными обоймами. Вокруг собралась возмущенная действиями полиции толпа выходцев с Кавказа - движение в итоге было перекрыто.

Поговорить о чем-то с Тарамовым пытался человек с позолоченным "Стечкиным" за поясом. Полицейские его как будто не замечали. Он показал удостоверение ФСБ России. Настоящее ли это удостоверение - неизвестно. Как неизвестно, почему пистолет за поясом, а не в кобуре, да еще и позолоченный "Стечкин". И как руководство Федеральной службы безопасности относится к такой вольной трактовке устава. Впрочем, закон в этом случае, похоже, не действует. И таких случаев немало. Все эти события многих заставили вспомнить и еще одну нашумевшую историю.

У того же "Европейского" активисты движения "Стоп хам" наклеили стиккер на припаркованную во втором ряду машину жены заместителя полпреда Чечни. И вот какой была реакция Мадины Мингаевой: "Так быстро стер при мне, что там записал. Не дай бог, в "Ютьюбе" это видео появится, из-под земли тебя достанут, ноги тебе вырвут с корнями, будешь вот так ползать на руках, понятно тебе?"

Уже через пару минут на площадь приехал сын Мингаевой с друзьями и от слов перешел к делу. Началась драка.

Заместителя своего полпреда Рамзан Кадыров после этой истории уволил, но последней, как теперь видно, она не стала. Глава Чеченской республики высказался и о новых конфликтах: "Мы видели кадры задержания чеченцев на Кутузовском проспекте в Москве. Они при себе имели оружие. Они уже нарушили закон. Эти люди должны понести предусмотренное законом наказание. Но когда омоновцы - блюстители правопорядка - в общежитии Государственной классической академии имени Маймонида грубо нарушают права законопослушных и порядочных молодых людей, это не выдерживает никакой критики. Мы будем добиваться самого тщательного и объективного расследования инцидента. Кто бы он ни был - чеченец или русский, должностное лицо или рядовой гражданин - он должен соблюдать законы".   

Впрочем, по словам Рамзана Кадырова, каждый чеченец должен с уважением относиться к порядкам и обычаям региона, в который он приехал. И вот с этим как раз проблемы. Главная, говорят эксперты, ощущение, что здесь все можно. И молодые люди к этому привыкают особенно быстро.

"Если на родине их помимо закона сдерживает еще и уважение к традициям, уважение к старшим, совершенно другая иерархия ценностей, то, попадая в город, где видно, что ценности-то, в общем, стоят иногда денег и связей, конечно, начинается разложение. Здесь нужно понимать, что, конечно, говоря о культуре совместного проживания в стране в целом, это нужно воспитывать", - считает член Общественной палаты РФ, председатель межрегиональной правозащитной организации "Сопротивление" Ольга Костина.

Воспитание вообще, похоже, ключевое слово. И если, скажем, Уголовный кодекс в стране один, и всем понятно, что можно, а что нельзя, то традиции разные. Получается такой парадокс - дома все вроде воспитанные, а за забором уже почему-то нет. Многие, правда, уверены: дело вовсе не в национальных особенностях, а в элементарном умении себя вести.