Ближний Восток - старые споры на новый лад
Месторождений природного газа в восточной части Средиземноморья становится все больше, а с ними – и геополитической головной боли.
Израиль, чья разведка - наиболее передовая, наносит новые удары. Кипр вот-вот энергетически разбогатеет, а Ливан торопится действовать в унисон, чтобы начать разведку в своих водах. Все это вызвало политическую напряженность в регионе, усугубляя старое соперничество между Израилем и Ливаном и между Турцией и Грецией, Сирией, Египтом и палестинскими арабами в секторе Газа, которые тащатся где-то в самом внизу. Теперь и Россия оказалась полна решимости стать соперницей в турецких амбициях регионального влияния.
В мае Турция бывшая стратегическая союзница Израиля, а теперь – самый горячий критик, сделала предупреждение крупным международным компаниям, желающим получить лицензии на разведку от греческого правительства Кипра, новой союзницы Израиля, о спорных водах. Анкара также предупредила, что она прекратит одностороннюю разведку Израиля месторождений в восточном Средиземноморье.
«Все это, - замечает Симон Гендерсон из Вашингтонского Института Ближневосточной политики,- является прямой проблемой для политики Соединенных Штатов…Вашингтон имеет сильнейшую заинтересованность в разведке морских месторождений восточно-средиземноморскими странами». Гендерсон, эксперт в области ближневосточной энергетической политики, говорит, что давняя проблема Кипра, разделенного войной между Грецией и Турцией, является истинным ключом к пониманию турецких дрязг с Израилем.
Кипр был разделен на турецкую и греческую зоны с момента, как Турция в 1974 напала на Кипр и захватила северную треть страны.
«Недавние открытия природного газа... очевидно, побудили Анкару возобновить свою дипломатическую кампанию от имени турок-киприотов» в так называемой Турецкой Республике Северный Кипр, созданной Анкарой в 1974 году и которую только она и признает.Турция начала свою собственную разведку внутри и вокруг Кипра и любые сильные удары, которые она может сделать только еще больше распалят кипящий кризис.
В марте Израиль объявил об обнаружении под Тель-Авивом новых газовых полей, содержащих 1.8 кубических триллионов газа и 232.3 миллионов баррелей нефти. Однако самый главный бум несомненно связан с Кипром.
Напряженность усилилась после международного признания правительства греков-киприотов со столицей в Никосии.
Теперь оно настроено открыть свое поле Афродита у южного побережья, которое соответствует израильскому крупнейшему месторождению Левиафан. Оно предположительно содержит 22 кубич.триллиона газа и значительные запасы нефти.
«Турция не позволит никаких работ на этих полях», - сказал Министр иностранных дел Турции в мае этого года. Однако это не остановило 15 иностранных компаний и консорциумов, в том числе российскую Новатек, итальянскую Эни, французскую Тоталь, и малазийскую Петронас от подачи просьб правительству Кипра предоставить лицензии на бурение в зоне Афродиты и еще 11 разведочных блоков в южном Кипре.
Афродита – самый южный кипрский блок, является предположительно продолжением Левиафана, т.е. – это громадина. Хьюстонская компания Нобель Энерджи, которая наткнулась на золотую жилу Израиля и производит бурение в Афродите, сообщила, что она обнаружила 6.3 – 10 tcf газа, что достаточно, чтобы снабжать весь остров в течение 200 лет.
Израиль и Кипр планируют переправлять свой газ через совместный газопровод в Грецию и Зап. Европу, которая стремится уменьшить свою сильную зависимость от России в поставках газа. Кипр говорит, что он собирается построить терминал для сжижения экспортного газа, стоимостью $8 млрд.
Анкара, преисполненная решимости восстановить свое историческое влияние на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, стремится превратить бедные ресурсами страны в узловой энергетический центр между Востоком и Западом. Это увеличивает ставки России в восточном Средиземноморье, одной из мировых нефтяных и газовых держав, проникнуть в это дело на гребне бума..
Но, поступая так, она приносит большое количество политического багажа в и так сложную и весьма нестабильную ситуацию. Москва встревожена амбициозными региональными планами Турции. Президент России Владимир Путин хочет восстановить влияние Москвы в регионе времен холодной войны. Две страны находятся на противоположных сторонах в сирийском лабиринте. Москва поддерживает режим Дамаска, давнего клиента; Анкара поддерживает повстанцев.
Москва имеет древние православные связи с церковью греков-киприотов, но ее помощь Кипру частично мотивирована перспективой потери Россией морской военной базы в сирийском порту Тартус - ее единственной зацепке в Средиземноморье.. Поэтому она ищет альтернативные базы для своего Черноморского флота на Кипре.
Комментарии