№ 183 Существует ли красота в природе ? Версия

На модерации Отложенный

     В молодости я встречался с барышней, которая однажды пригласила меня в лекторий Политехнического музея на лекцию  "Как понимать искусство".  Лектор - мужчина  среднего возраста стал нам рассказывать, что искусство украшает жизнь, приводил примеры. Главная его мысль  -  чтобы понимать искусство   -  надо быть образованным человеком. Особенно  нам запомнился пример лектора : он сказал, что необразованный пошляк видит в обнажённой Венере только объект для выражения  низменных страстей. А человек образованный, понимающий искусство,  видит в обнажённой Венере олицетворение красоты. Я ничего из этого примера не понял, но почувствовал стыд, что я неотёсанный и необразованный пошляк.

     Потом я много читал о "Чёрном квадрате" Малевича, спорил об этой штуке с теми, кто считал квадрат искусством. И не понимал, как можно восторгаться им? Но в это время я уже знал, что есть много явлений, которые не нуждаются в знании.

     Полчаса назад в Гайдпарке я несколько раз прослушал знаменитый марш  Агапкина  "Прощание славянки". И эта фантастически прекрасная музыка ещё более убедила меня в том, что  эстетическое чувство врождённое, никто и ничто не может воспитать в человеке это чувство.

     А где доказательства? Попытаюсь  выразить своё мнение.. Музыка марша "Прощание славянки" столь  великолепна, что безо всяких искусствоведческих объяснений она воспринимается почти каждым, как  нечто невероятно прекрасное.

Разве не так? Покажите мне человека, которому этот марш стал нравиться только после объяснения музыковеда?

     Ещё один пример. Деревенские ребятишки старой эпохи, даже слыхом не слыхивали об эстетике. А уж их родители и вовсе не занимались объяснением для своих чад, что луг, река, лес, облака на голубом небе - это прекрасно !!!  Откуда  .необразованный народ понимал, что окружающий мир прекрасен?

 

   Вот я и пришёл к выводу, что эстетическое чувство врождённое. И нет ни одного приёма, способа, с помощью которых можно убедить человека в том, что объект А прекрасен, а объект В безобразен. Но почему же тогда искусствоведы пишут труды с объяснением, почему то-то прекрасно? Моё мнение таково : в мир искусства ворвался дух коммерции. Ушлые господа поняли, что на искусстве можно заработать. И начали  всучивать доверчивым господам, что "Чёрный квадрат" - это гениальное произведение искусства.

    Не верьте никаким убеждением, в вас самих  содержится то чувство, которое безошибочно укажет вам, что Первый концерт для фортепьяно с оркестром Чайковского - это прекрасно, а "Чёрный квадрат"  - пустышка. Вы видели кого-нибудь, кто бы повесил "Чёрный квадрат" в своей квартире? Есть единственный критерий в оценке искусства  -  нравится или не нравится!