Как решить проблемы Кавказа?

На модерации Отложенный

Платежи республик Северного Кавказа за свет и за газ неуклонно снижаются. Например, в Чечне и Дагестане оплачивается лишь 42% потребляемого газа. Задолженность СКФО за электроэнергию достигла 10 млрд. руб., и основная часть неплатежей опять же пришлась на Чечню и Дагестан. Эта неуплата фактически покрывается остальным населением России, в том числе и за счет опережающего роста тарифов. Меж тем глава Чечни Рамзан Кадыров распорядился сформировать рабочую группу из десяти опытных адвокатов, которые будут защищать чеченских студентов, задержанных за драку с болельщиками «Спартака» у торгового центра «Европейский» и стычку с ОМОНом в общежитии Государственной классической академии имени Маймонида (ГКА). То есть деньги на то, чтобы защищать земляков, размахивающих ножами в центре Москвы (и других городов!), у Чечни есть, а вот средств за свет и за газ как-то не хватает. Специально для «АН» на вопрос «Как решить проблему Кавказа?» отвечают… 

Аркадий Баскаев, член Президиума Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами РФ, генерал-полковник запаса, бывший командующий войсками Московского округа ВВ МВД России, временный военный комендант Чеченской Республики в 1995 году, депутат Госдумы III-V созывов:

«Нужно разбираться в драках чеченской молодежи с милицией»

- Нам надо жить вместе с Кавказом, и другого выхода у нас просто нет. А если мы начнем какую-то другую политику в отношении народов Кавказа, то потеряем не только его, но и всю Россию. Конечно, проблема должна решаться с каждой республикой индивидуально. Одно дело, Чеченская Республика сегодня, но ведь есть Дагестан, есть Карачаево-Черкесия, и в каждой из этих республик свои проблемы, свой менталитет и свои взаимоотношения внутри народов. Думаю, что в отношении каждой республики должна проводиться четкая и хорошо спланированная политика, что мы сейчас и делаем, например, в Чечне. Я прошел там всю войну, и знаю, что это такое. Сейчас там все восстанавливается, мы тратим огромные средства налогоплательщиков, но другого выхода просто нет. Мы там повоевали, много чего «сделали», и вот сейчас нужно все восстановить с тем, чтобы Чечня продолжала оставаться в составе России. А ведь сегодня за Кавказ воюют те ваххабиты, радикальные исламисты, которые хотят оторвать его от России. Для них это очень важно, и они вкладывают средств на разрушение Кавказа, на теракты, идеологическую войну и т.п. не меньше, чем мы на его созидание. Но Кавказ надо понимать. Недавно был создан Совет при президенте России по межнациональным отношениям. Вот и нужно разбираться во всех этих моментах, в том числе и в драках чеченской молодежи с милицией, у «Европейского» и т.д. и отправлять на скамью подсудимых тех, кто совершает преступления. Но ведь могут быть нарушения не только с их стороны, поэтому во всем нужно подходить строго в соответствии с законом и к тем, и к другим. И нужно вести разъяснительную работу, в том числе и на Кавказе с тем, чтобы люди понимали, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят! Если ты приехал в Москву или в Рязань, то нужно понимать, что лезгинка на центральных площадях особого восторга не вызовет. Другое дело, если идет какой-то праздник, тогда, скажем, кавказские и казачьи танцы смогут собрать публику.

То есть, если приезжаешь в гости, то и веди себя соответственно. Но и нам тоже нужно понимать это. Помню, в 1995-1996 гг., находясь в Грозном, я никак не мог приучить своих подчиненных к тому, что там нельзя ходить голыми по пояс. Ведь там мужчины не ходят с коротким рукавом. И когда наши ребята на блок-посту дежурили в шортах, то местные бабушки чуть ли не плевались из автобусов. У каждого народа есть определенные обычаи и традиции, и все должны их соблюдать.

Анатолий Куликов, президент Клуба военачальников Российской Федерации, депутат Госдумы III-IVсозывов, министр внутренних дел России в 1995-1998 годах, доктор экономических наук, действительный член РАЕН:

«Никто не знает, к чему они призывают»

Проблему Кавказа надо рассматривать комплексно, и этим должен заниматься координирующий федеральный орган. Будь полпред хоть семи пядей во лбу – ему не решить столько. В Чечне 300 населенных пунктов, но 470 мечетей. Проповеди идут на арабском языке, и никто не знает, к чему они призывают. Священнослужители прошли подготовку в Саудовской Аравии…  

 Вадим Густов, бывший первый зампред правительства РФ (1998-1999 гг.), бывший член комитета Совета федерации по делам СНГ:

«Люди поняли, что есть государство, которое о них заботится»

- Сегодня там сформировано поколение (еще с начала 90-х гг., практически 20 лет), которое живет в ситуации постоянной напряженности. А ведь молодежь хочет себя во многом реализовать, но сейчас там лишь благодатная почва для определенного рода процессов. Кстати, очень много молодых людей с Северного Кавказа учатся в арабских странах. Сегодня на Кавказе нужны очень серьезные конкурсные программы по созданию новых мощностей, и федеральное правительство об этом знает. Безусловно, там есть во что инвестировать. Но этим должно заниматься государство, потому что бизнес не очень-то идет на Кавказ. Смотрите, сколько вложили в Чечню, и там сегодня стабильная ситуация: люди поняли, что есть государство, которое о них заботится.

Иван Рыбкин, бывший председатель Госдумы (1996-1998 гг.), бывший зампред правительства РФ (1998г.), бывший секретарь Совета безопасности РФ (1996-1998 гг.):

     «В Чечне мы бывали не мимолетно»

- Одним из самых страшных врагов мирного процесса является коррупция, и она, к сожалению, на Кавказе просто повсеместна. Здесь не помогут московские рассказы о борьбе с коррупцией, и на Кавказе, как и по всей России, нужны реальные меры борьбы с этим злом. Когда я вел переговоры в Чечне, то мы бывали там не мимолетно, а один-два раза в неделю. Я хочу сказать, что к Кавказу должно быть постоянно приковано внимание власти. Хотя там и делается, конечно, немало.