Необычные монеты. Королевство Торгу

На модерации Отложенный

Любому человеку, хоть немного знакомому с экономической теорией, известно: денег в современном мире не существует. Не пользуется человечество (по крайней мере, его "цивилизованная" часть) собольими шкурами, ракушками каури и золотыми самородками, не меняет их на "товарно-материальные ценности". Люди давно уже используют в обиходе так называемые денежные знаки - бумажные купюры и металлические монеты, которые являются только "эквивалентом" денег и обеспечиваются не золотом, а "обязательствами центрального банка".

Предпоследней национальной валютой, реально обеспеченной материальными ценностями, был американский доллар образца 1971 года - его можно было свободно обменять на золото, по фиксированной цене. Почему предпоследней? Потому что с 28 ноября 1992 года по 11 марта 1993-го в Восточной Европе имела хождение валюта, строго привязанная в стоимости к другой "вечной ценности" - бутылке водки ёмкостью 0,5 л.

 

Как ни удивительно, но речь пойдёт не о России, а о карликовом самопровозглашённом королевстве Торгу, расположенном на территории одноимённой волости уезда Сааремаа в Эстонии.

Как уже было сказано выше, история эта началась в ноябре 1992 года. После обретения независимости молодым государством, власти Эстонии озаботились административным делением страны: советские "районы" стали "волостями", "области" - "уездами". Довольно быстро новая Эстония обретала новый облик. А вот с островом Сааремаа возникли сложности. Дело в том, что и в царской России, и в Советской остров имел особый статус, и в административную "сетку" на попадал. А значит, не подпадал и под административную реформу новой независимой власти. Вопрос этот завис в воздухе, но время, как говорится, работало против Торгу: без чёткого административного статуса тут не могли работать ни органы власти, ни социальные службы, ни коммерческие предприятия. В итоге, 28 ноября 1992 года жители районного центра, деревни Сальме собрались на общий сход. Сначала хотели написать коллективное письмо в эстонский парламент - Сейм, но вдруг события пошли по иному пути.

Депутатом Сейма от южного Сааремаа оказался бывший милиционер, член монархической ("Роялистской") партии Эстонии Кирилл Тейтер. Выслушав многочисленные претензии местного населения - и про "вакуум власти", и про то, что "Таллинну на всех наплевать", он неожиданно предложил... основать в Торгу королевство. И "на трон" предложил собственную скромную персону.


Участники собрания согласились. В результате, на территории в 126 кв.км. было провозглашено "королевство Торгу", а на трон взошёл Кирилл I Тейтер. Соответствующие документы были отправлены в Таллинн... где и были должным образом одобрены и зарегистрированы! Для российского читателя этот факт - сам по себе поразителен, потому что в нашем государстве такая деятельность считается чистой воды самоуправством, сепаратизмом, и карается в полном соответствии с Уголовным кодексом.

Эстонское законодательство в этом плане куда более флегматично. Статья 155 Конституции Эстонии гласит: граждане имеют право избирать органы местного самоуправления и глав местного самоуправления. О том, что единицей местного самоуправления не может быть королевство, а главой местного самоуправления не может быть король - нет ни слова. А, как известно, что не запрещено...


Надо признать, Кирилл проявил себя как деятельный и эффективный монарх: навёл порядок в административных делах, "договорился" с Таллинном о разделении полномочий, наладил социальную сферу, и проч. Но главным достижением новоиспечёного короля стало введение в Торгу новой валюты. Так как сколько-нибудь серьёзных золото-валютных резервов у нового государства не было, Кирилл нашёл очень мудрое решение. Курс национальной валюты жёстко привязывался к стоимости бутылки водки ёмкостью 0,5 л. Новые деньги даже название получили соответствующее: "поллитра". Выпускалась поллитра только в виде монет, и только одного номинала - "1/2 L".

Правил Кирилл I Тейтер недолго. Во-первых, он быстро понял, что только за собственный счёт исполнять обязанности короля довольно накладно, а в налоговом законодательстве Эстонии зарплата короля не предусмотрена (в мемуарах Кирилл без стестения пишет: "я понял, что быть королём - пусть даже виртуальным - довольно накладное занятие"). Во-вторых, умные головы в Таллинне оценили административный талант депутата и пригласили на "тёплое место" в Министерство полиции.

11 марта 1993 года король Кирилл I официально передал власть новому, "гражданскому" главе волости, и королевство, таким образом, было упразднено.

 

Впрочем, центральные власти одобрили не только административные начинания Тейтера. Поллитры после его перевода в столицу из оборота изымать не стали. Они до сих пор имеют в Торгу хождение наряду с евро, их охотно принимают в качестве оплаты в местных магазинах, и обязательно примут в любом питейном заведении. Более того, к юбилейным датам - таким, как годовщина правления короля или день его пятидесятилетия - были отчеканены специальные серии поллитр. 

 

 

На нумизматическом рынке поллитры ценятся намного выше и номинала, и эквивалента. В среднем, в зависимости от года чеканки и сохранности монеты, одна поллитра может обойтись от $40 до $80. Это при том, что бутылка водки в сегодняшней Эстонии стоит, в среднем, $5,50, а очень хорошую водку класса "премиум" можно приобрести за $20.