Церковь в новой России

На модерации Отложенный

Лютеранский епископ Игорь Князев о взаимоотношениях Церкви, общества и государства.

В России, 20 постсоветских лет, ушли на то, чтоб хоть как-то возродить Церковь из руин, создать базовую структуру, начать духовную работу. Сейчас, для Церкви, как мне кажется, наступает важнейший этап – этап выбора своей модели взаимоотношений с государством. Это выбор во многом определит будущее нашей страны и роль Церкви в ее жизни. Для каждого из нас, для общества в целом, очень важно, какого содержания и объема задачи Церковь примет на себя в воспитании, образовании, просвещении, духовном попечении граждан.

12 июня 1990 года Россия стала суверенной и независимой страной, обрела своего первого президента и пошла по пути демократического развития. Пройденный за эти двадцать, уже с лишним лет, российский путь изобиловал проблемами и кризисами (то власти, то экономики, то того и другого вместе), и к сожалению, дал мало поводов для национальной гордости. Будем же надеяться, что полученный за 20 лет опыт убережет нас от повторения ошибок, и дальнейшее продвижение российского общества по пути демократии пройдет без катастроф и провалов.

Какое место в этом движении занимали Церковь, религия, вера? Какими должны (или могут) быть отношения Церкви и государства в России? Как Церкви сохранить традицию, основы, учение, и быть при этом современной, понимаемой и принимаемой молодежью, людьми среднего возраста? Вопросов много, продолжать их список мы не будем. Попробуем поразмышлять об одном из них – об отношениях власти, Церкви, гражданского общества и политического класса.

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, в котором представлены все мировые религии и религиозные учения, все они играют важную роль в жизни страны. Во время крушения коммунистического режима, и в первые годы после советской власти, Церковь воспринималась людьми как безусловный духовный лидер, имеющий абсолютную легитимность. Это практически был единственный публичный институт, к которому у людей не было претензий за советский период, и даже наоборот, было огромное уважение и поддержка. Церковь воспринималась как безусловный авторитет, имеющий решающий голос в вопросах морали и нравственности и, что очень важно, в оценке истории страны и текущих событий.

Сегодня, к сожалению, Церковь часто уже не имеет такого голоса и не влияет решающим образом на общественные процессы. За 20 лет, под влиянием идеи воспитания «человека – потребителя», культа денег и наживы, произошло искажение всех базовых ценностей. Главными из них становятся финансовый успех, наличие денег. Христианские идеалы уходят куда-то на периферию общественного сознания. И для преодоления этого, нам очень важно восстановление роли Церкви в воспитании, просвещении и образовании граждан.

Только она может дать обществу ответственного, активного в общественных процессах, зрелого гражданина, верующего христианина, опирающегося на высокую мораль.

Во многом, возможность этого возврата Церкви, определит модель взаимоотношений Церкви и государства. Какими они могут быть? Чтобы не ходить далеко в историю, возьмем для анализа главные из них, существовавшие за последние три века. Упрощенно мы можем сформулировать их так:

Первая модель, рожденная французскими революциями: «Раздавите проклятую гадину» (Вольтер, якобинцы). Т.е. модель, когда Церковь объявляется вне государства и общества, а ее имущество подлежит экспроприации и секуляризации. Светские процедуры и мероприятия обрядизируются, создается некая «новая» светская религия, которая нарочито отвергает старый церковный путь. Если бы якобинцы продержались у власти чуть дольше, они бы закрепили эту модель на многие годы, т.е. сделали бы то, что сделали позже коммунисты в России.

Вторая модель, назовем ее условно «петровской» — это «церковь – канцелярия». Когда Церковь превращается в канцелярию по духовным делам, выполняет государственную службу, главным условием которой является абсолютная лояльность власти

Третья модель – создана в Америке, в процессе формирования США (Т. Джефферсон). Ее можно обозначить так: «Церковь – это независимый от государства институт с особым юридическим статусом, ответственный за генерацию и поддержание свободы личности и общества». Эта модель отношений зиждется на фундаментальном понимании свободы как дара Божьего: «Свободы народа нельзя считать защищенными, когда мы лишаем их единственной прочной основы – убеждения в умах людей, что их свободы суть дар Божий».1 Здесь Церковь и государство независимы друг от друга, и идут параллельными курсами в одном направлении.

Первые две модели Россией были использованы на предыдущих этапах ее истории, и обе оказались неэффективными, ведущими к кризису, и, в конечном счете, к гибели государства. Очевидно, что в России, в стране с такой сложной историей, и огромным национальным и религиозным разнообразием, нам необходима такая система взаимоотношений Церкви и государства, при котором Церковь как полностью независимый от государства институт, с особым юридическим статусом, выполняет свою роль по просвещению и воспитанию граждан, поддерживая в обществе высокие моральные нормы и нравственность. В такой системе отношений, Церковь будет независимой от политических настроений и решений, и сможет эффективно работать на поприще назидания и духовного попечения.

Епископ Северо – Европейского духовного округа ЕЛЦ АИ
Игорь Князев