25-го июня исполняется 40 лет "днепродзержинской революции"...
«В течении нескольких часов власть в городе принадлежала его жителям, в основном молодежи. Милиция и органы власти оказались бессильными перед выступлением десятков тысяч днепродзержинцев.»
Так в прошлом году (статья была опубликована 25.06.2007 - М.Б.), наверное впервые, во весь голос зазвучала правда о тех событиях в местной газете, благодаря статье публициста, журналиста, писателя-историка Александра Слоневского.
А началось тогда, в 72-ом, с того что выполняя норму месячного отлова пяниц-нарушителей, по городу, как всегда в конце месяца, активничал пресловутый «воронок», грузящий в черево своё любого с запашком «нечистым». И трое граждан, возвращающихся со свадьбы и так, с гармошкой, с песней были вброшены в него и… загорелись вдруг! Машина полыхнула около трех часов пополудни. И посредине города. И только что гости свадьбы оказались в огненном аду. И сгорели заживо. Их бросили работники милиции в горящем «броневике», удрав, боясь расправы, самосуда сбежавшихся мгновенно жителей к машине. Раскурочили. Но Куропятников и Лапин от полученных ожогов уже погибли. Майоренко, отправленный попуткою в больницу, скончался там, на следующий день.
Халатность «спецмедработников», перевозивших в салоне для транспортировки людей бензин в канистре - доказало следствие. А последствия были ужасны.
(И хотя это было «поскромнее» Новочеркасского варианта 1962 года, видно времена разные… или города… подробнее в статье на странице А.Герасимчук: http://h.ua/story/120377/#536877 , но…)
Толпа мгновенно увеличивалась, росло негодование беспределом милиции и власти, критическая масса которого вылилась в выступление самоорганизующегося характера. «То, что накапливалось годами, - писал в своей статье историк, - теперь выплескивалось наружу. Власть, что называется, дошутилась с огнем».
Несколько часов митинговали на месте трагедии, не давая отбуксировать обгоревшее авто, главный объединяющий аргумент и элемент выступления. Не подпуская к вещдоку ни пожарников ни милицию, прервав движение транспорта по центральному проспекту, толпа хотела слышать голос власти… И не дождавшись… «На Горком!» вдруг прозвучало. Машину потащили к площади Дзержинского.
И полетели в главное административное здание города камни, палки и прочие… предметы - «классическое оружие пролетариата». Шум, свист, крик.
Скандирование: «Позор!»…
Потом толпа вдруг разделилась на двое, и часть направилась к горотделу ВД. Стихийное выступление превращалось в бунт – бессмысленный и беспощадный, но может быть… умышленно неуспокоенный, до поры до времени…
И никто никаких требований не выдвигал, и ни одно здание не пострадало более. «Характерно, что погромное настроение распространялось лишь на учреждения власти… Это была дикая, неистовая, безудержная акция протеста, демонстрировавшая, что на самом деле думает о ней народ».
Атакующих здание ГОВД, встретили по боевому, лимонками со слезоточивым газом. К тому же, как стемнело, подошли войска. Армейские машины прорвались к горотделу и солдаты, выставив над бортами машин автоматы, начали стрельбу. И хотя холостыми, но было по настоящему страшно. Революционный запал стихал.
«Мятежники стали разбегаться по домам. Революция кончилась. Начались аресты. Кто-то был схвачен тут же на месте, другие – буквально наутро 26 июня. Агенты спецслужб проявили пленки и по фотографиям искали наиболее активных «зачинщиков беспорядков»».
30 августа 1972 года Судколлегия по уголовделам Днепропетровского облсуда под председательством Буркуна В.В., рассмотрела в открытом заседании дело № 2-90 по обвинению по ст. 71 УК УССР.
Прошли по нему 9 человек: Лысенко Г.Я., Сулима В.Я. (по 15 каждому!); Скобликов А.И. и Чукань В.М. – 18 летний однорукий инвалид второй группы (по 12 лет!); Коваленко В.М. (10 лет!); Прусов И.В. м Вирко А.Н. (по 7 лет!); Мацыкян В.Г. (6 лет!); Боженко С.В. (5-ть!).
Кто же они эти люди? Правонарушители?..
Когда автор статьи попросил Виктора Чуканя (в прошлом году) взять из обл архива копию его приговора, то выдававшие его сотрудники ужаснулись: «Сейчас бы и года не дали!..»
Так кто же они, герои, мученики, жертвы обстоятельств или репрессированные тоталитарной системой?
А те, остальные? Менее активные, более 350 человек, которых в ходе других (аналогичных) разбирательств судов Днепродзержинска и Днепропетровска были осуждены и помещены в колонии? Все они отбывали сроки по УК УССР..
А Виноградов и Колесник, милиционеры, чья «халатность» спровоцировала к стихийным массовым выступлениям Днепродзержинцев? По определению суд/коллегии их действия квалифицированы, как «ДОПУЩЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ»… Были слухи, что все же судили, но как?.. Выяснить не удалось...
Комментарии
"...Сразу после смерти Сталина, летом 1953 года, пришлось танками усмирять Восточную Германию.
В 1956 году от Советской империи чуть было не оторвались Польша и Венгрия. Спасли танки. Но и в Советском Союзе кипела народная ярость. Просто страна у нас огромная, все средства информации под контролем Кремля, — если в одном месте полыхнет, в других об этом не знают. В 1956 году разразилось восстание в Новороссийске. Народ штурмом взял и разгромил отделение милиции, побил милиционеров, сжег документы. В том же году — Оренбург. В октябре 1956 года, когда советские танки давили Будапешт, восстал советский город Славянск.
11 июня 1957 года — бунт в Подольске.
1–4 августа 1959 года — восстание в Темиртау. Комитет партии и отделение милиции разгромлены. Восставшие захватили оружие. На подавление брошены войска. В ходе боев обе стороны применяли огнестрельное оружие. 109 солдат и офицеров получили ранения, в том числе 32 — из огнестрельного оружия. Убито 11 и ранено 29 участников восстания. Пятеро раненых умерли в госпитале. Приказ о расстреле мятежников отдал член Президиума ЦК КПСС генерал-лейтенант Брежнев..."....
Не успели потушить в Краснодаре, полыхнуло в Кировабаде.
25 июня 1961 года взбунтовался Бийск: разгром милиции, стрельба на улицах, три смертных приговора зачинщикам.
30 июня 1961 года восстал город Муром. Были разгромлены отделения милиции, городской отдел КГБ, избит прокурор города, восставшие захватили оружие и применили его для самообороны. Бунт подавлен отрядами милиции и войсками, переброшенными из других районов. Трое руководителей восстания приговорены к смертной казни. В 1963 году восстал Кривой Рог. Было сожжено отделение милиции, на телеграфном столбе повешен милиционер, стрелявший в народ. Бунт пришлось давить огнем на поражение. Зачинщиков — вернее тех, кого таковыми выставили на суде, — расстреляли.
Но восстал Сумгаит..."
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вся КПСС состояла из карьеристов ельциных, а КГБ из предателей путиных.
Комментарий удален модератором