Бизнесмены не хотят ждать окончания шестилетнего срока Владимира Путина

На модерации Отложенный

Экс-кандидат в президенты Михаил Прохоров, объявивший о создании партии нового типа, на вчерашнем заседании генсовета организации предпринимателей "Деловая Россия" вступил в дискуссию с бизнесменами. Позиция господина Прохорова заключалась в том, что в ближайшие шесть лет кардинальных перемен в политической жизни не предвидится, если не произойдет форс-мажора, поэтому "спешить никуда не надо", а необходимо "прорастать снизу". Бизнесмены ждать окончания шестилетнего срока Владимира Путина не хотят и требуют от экс-кандидата в президенты плана действий.

Напомнив о своем "крайне неудачном" опыте лидерства в "Правом деле" и последовавшем участии в президентских выборах, господин Прохоров сначала обрисовал свое видение политической ситуации в стране. Отметив, что многие его знакомые сейчас живут "в парадигме ускоренной смены власти", он сообщил, что в ближайшие "как минимум шесть лет" никаких кардинальных перемен не произойдет, "власть будет адаптироваться (к протестам.— "Ъ") и будет та же модель с незначительными модификациями". "Другая ситуация", по мнению бизнесмена, возникнет только в случае "форс-мажора" в виде падения цены на нефть до $50 или "провала страны на сочинской Олимпиаде", который обернется "диким политическим кризисом". "Спешить никуда не надо, у нас шесть лет впереди, есть график выборов, будем заниматься спокойным, системным проектом",— заключил господин Прохоров. Ближайшие шесть лет он намерен посвятить изменению ситуации "снизу" путем поддержки "ярких людей" на региональных выборах.

"Вы не говорите, куда двигаться, а говорите "медленно", но брата нашего мочат. Пока вы медлите, произойдет взрыв",— возмутился бизнесмен Александр Левченко. Господин Прохоров ответил, что, если оппозиция начнет побеждать на региональных выборах, особенно в крупных городах, "процесс пойдет": "Проигрыши "Единой России" воспринимаются властью болезненно". Господин Левченко парировал, что "25 лет" ждет перемен, но "еще 25 лет" у него нет. "Я сам привык к экстриму, и медленно мне не нравится, а что делать? Какие варианты действий вы предлагаете? — вопрошал господин Прохоров.— Ждать, что Владимир Путин откажется от власти или Госдума сдаст мандаты, глупо". Однако бизнесмен Валерий Труфанов поддержал коллегу: "Не спешить — это нас ужасает". "У меня руки чешутся гораздо больше, чем у вас,— ответил господин Прохоров.— Может, я веду себя в чьих-то глазах нерешительно, но главная цель сейчас подготовка к осенним выборам".

Член политсовета центра "Правый поворот", экс-глава президентского совета по правам человека Элла Памфилова сообщила, что в стране "зреет огромное напряжение и никто не будет ждать 6-12 лет". Отметив, что "у власти есть 2-2,5 года", госпожа Памфилова заметила, что для того, чтобы "подхватить власть у трухлявого пня", нужно создавать "развернутую сеть", а "бюро добрых политических услуг имени Прохорова (имелась в виду его партия.— "Ъ") для этого маловато".

"Власть сейчас бьется в истерике и делает глупости, но, если придется организовать досрочные выборы, нужна правая сила",— подчеркнула госпожа Памфилова.

Однако по поводу идеологической составляющей партии разгорелся еще более жаркий спор. Михаил Прохоров уверен, что сейчас "никого не интересует, лево- или праволиберальные ценности, 90% населения мыслит категорией "нравится — не нравится"". Он прочитал бизнесменам лекцию о том, как надо общаться с избирателями, в частности доносить необходимость повышения пенсионного возраста. "У всех у нас горе от ума, у меня до сих пор мозг взрывается, когда надо говорить простым языком, а хочется блеснуть интеллектом. И говорить приходится не с узкой группой понимающих людей, а со всеми избирателями",— посетовал бизнесмен, подчеркнув, что в общении с избирателями "форма доминирует над содержанием".

Глава "Деловой России" Борис Титов категорически не согласился. "Если мы хотим менять страну, должны понимать как — слева или справа,— отметил он.— Мы люди не политические, мы бизнесмены. Но мы формируем заказ, потому что нам нужно понимание того, какая политика будет реализована партией, когда она придет к власти. Как она будет убеждать голосовать — это вопрос политтехнологий". Господин Прохоров на это заметил, что "правые идеи надо двигать левыми методами, так как наш контрагент по большей части воспринимает любые предложения только через призму социальной политики".

Борис Титов ознакомил гостя с программой "Правого поворота", в которой, в частности, говорится, что "главная миссия правых либералов в нашей стране, где буржуазная революция за двадцать лет так и не была завершена,— обеспечить переход страны к конкурентному обществу с доминированием капиталистического уклада". Прочитав заголовок о том, что "Правый поворот" — это "центр непопулярных реформ", и тезисы программы о "правовом государстве", "демократических свободах", "развитии конкуренции", господин Прохоров сообщил, что это "самосожжение, 2-3%, не больше, если переносить эту программу на партийную основу". Господин Титов парировал: "Идем ли мы на потеху публике и раздаем все, что есть, или ставим некраткосрочные задачи, понимая, что они очень непопулярны сегодня, но очень важны для страны, понятно, что надо преодолеть эту непопулярность". "Если идешь с программой, которая нравится только могучей кучке, это фиаско,— стоял на своем господин Прохоров.— В бизнесе критерий успешности — деньги, а в политике — голоса избирателей". В свою очередь, президент "Деловой России" Александр Галушка сделал прогноз, что ""бюро добрых услуг", внеидеологическая партия — это не получится".

В итоге продолжить обсуждение идеологии партии по предложению госпожи Памфиловой было решено на отдельном заседании "Столыпинского клуба" в "Абрау-Дюрсо".

Мария-Луиза Тирмастэ