ХАМСКОЕ МУРЛО ИНТЕЛЛИГЕНТА

 

Не могу понять, почему после телепередачи «Честный понедельник» у меня нет-нет да возникнет перед глазами искривленное в презрительной улыбке лицо Ирины Евгеньевны Ясиной, публициста, журналиста, правозащитника. К сведению, она дочь того самого министра экономики России в правительстве Ельцина Евгения  Ясина, перед которым была поставлена задача разрушить и разграбить российскую экономику, с чем он, как мы знаем и видим, успешно справился. Ирина Евгеньевна, конечно, к проделкам своего отца не имеет отношения. Руководила   разграблением экономики России не она, а ее папа, который является для нее «абсолютным идеалом мужчины».

Но не об этом речь, я просто пытаюсь разобраться, почему передо мной всю неделю нет-нет да возникнет ее лицо, искривленное презрительной улыбкой и почему тут же сразу возникает в памяти Дмитрий Мережковский со своей статьей о грядущем   хаме. Слова писателя о грядущем хаме повторялись в печати миллионы раз, но   почему-то почти всегда хамом выставлялся небритый пьяный матерящийся мужик.   Разве о нем вел речь Мережковский в своей статье? Почему же он грядущий хам? Писатель мог просто выглянуть в окно и увидеть за минутку не менее пяти таких   мужиков. Да и в прежние времена было немало таких типов. Мережковский в своей статье «Грядущий хам» писал о мещанах, то есть, по-нынешнему, о людях,   думающих только о своем кармане, и об интеллигенции. Статья появилась в 1906   году, когда в России была настоящая интеллигенция, цель жизни которой было   народное благо. И все же о современной ему интеллигенции Мережковский написал   так: «Я не берусь решить, что такое русская интеллигенция, чудо ли она или чудовище».

Так почему же передо мной возникало интеллигентное лицо Ирины Ясиной вместе со словами о грядущем хаме? Что же исказило это лицо таким презрением и ненавистью? Снова вспомнилось, как перед этим она чинно, благородно,  интеллигентно рассуждала о фальсификациях на выборах депутатов и президента, об оппозиционных митингах? Вспомнилось, как приятно было слушать и видеть интеллигентное лицо Ирины Ясиной. После ее выступления ведущий программы интеллигент Сергей Минаев предоставил слово человеку из народа, бывшему   крестьянину, а теперь депутату Государственной думы Николаю Харитонову, который спокойно и доброжелательно слушал то, что говорила до него Ясина. И этот бывший крестьянин стал также спокойно и доброжелательно высказывать свою точку зрения на происходящие в стране события, отличную от точки зрения публицистки, журналистки, правозащитницы. Вот тут-то и перекосилось в ненавистной презрительной улыбке лицо интеллигентки. Почувствовалось, что она готова стереть с лица земли этого человека, посмевшего не только думать по иному, но и высказывать свое мнение вслух. «Зачем, зачем позвали, зачем дали слово бывшему крестьянину, человеку из народа? – казалось, кричали в истерике   ее глаза на презрительном лице. – Как он смеет думать иначе! Все должны   думать и говорить только так, как я! Иначе презрение, ненависть, смерть!» Ведущий Минаев понял свою оплошность, пытался с ироничной улыбкой остановить, сбить с толку Харитонова, который по-прежнему говорил спокойно и   доброжелательно.

Если Вы сомневаетесь в моих словах, посмотрите сами в инете. Там есть в записи программа «Честный понедельник»!

Написал я это, и вдруг меня осенило, почему интеллигентное лицо в сочетании со словами Мережковского о грядущем хаме возникало в моем воображении. Этот хам уже пришел! Он уже двадцать лет у власти, двадцать лет хам Мережковского   правит бал в нашей стране! Потому-то так тяжко жить нам стало за эти годы. Это сто лет назад для Мережковского хам был грядущим, а для нас он повседневен. Включите телевизор, и вы тут же увидите хамское мурло интеллигента, будь это телеведущие и тележурналисты Красовский, Хреков, Сванидзе, Познер, Собчак, Маша Малиновская и иже с ними, будь это депутат, олигарх, член правительства, шоу-делец или какой-нибудь профессор-аналитик.

Господи, от ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в народной крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.