АРМЯНСКИЕ НАЦИОНАЛИСТЫ ПРОДОЛЖАЮТ МЕТОДИЧНО УНИЧТОЖАТЬ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЭРИВАНИ

Символ азербайджанского зодчества Еревана, или что вытворяет бывший продавец лифчиков?


Лфикация! Этот неологизм спонтанно появился в армянском обществе буквально на днях, с начала июня 2012 года. Таков новый синоним слова вандализм! И это гневно припечатывающее слово звучит не в адрес тюркского мира, как это принято в Армении, а в качестве набатного боя о разрушаемом архитектурном памятнике Еревана - Центральном крытом рынке. Этот рынок, построенный в 1952 году, включен в список памятников истории Еревана и считается одним из символов армянской столицы.

Речь идет об акте вандализма, совершенном со стороны собственника этого здания, бывшего продавца лифчиков, а ныне депутата Национального собрания Армении Самвела Алексаняна по прозвищу Лфик Само. Отсюда и новое словечко «лфикация». По его воле в ночь с 27 на 28 мая были разрушены кровля и внутренняя часть рынка, разобраны лестницы у фасада, рядом вырыт 5-метровый котлован.

Эта драматичная для ереванцев фабула дает основание нам, наследникам Эриванского ханства и средневековой азербайджанской культуры, факты для развития своего сюжета о разрушенном армянскими националистами азербайджанском городе Эривань. Для раздумий об азербайджанском средневековом наследии, о котором мы сами еще не все знаем.

Заметьте, Крытый рынок, построенный всего 60 лет назад, занесен в реестр исторических памятников Еревана! И это в городе, который называет себя древним. Ведь, по словам армян, Ереван якобы на 29 лет старше самого Рима. Если это на самом деле так, то как может здание середины ХХ века почитаться в ранжире старых архитектурных памятников? Ответ лежит на поверхности. Для армян 60-летний Крытый рынок действительно архитектурный памятник «старины», поскольку их история на исконно азербайджанских землях началась только лишь с ноября 1920 года, Общеизвестно, что именно тогда на данной территории была создана страна, которой на Кавказе никогда не было - Армения.

А теперь посмотрим, что говорят армянские эксперты, выступившие в рамках армянского спецпроекта «Ереван ХХ века» о Крытом рынке, как шедевре армянской архитектуры. Архитектор Грач Погосян отмечает: «Крытый рынок должен находиться в списке охраняемых зданий, так как представляет собой большую культурную ценность. Советские армянские архитекторы «учились» у архитекторов средневековья... В случае с Крытым рынком были применены решения средневековой архитектуры».

Директор Национального музея-института архитектуры Армении Ашот Григорян также подчеркивает средневековую стилистику рынка: «Крытый рынок полностью накрыт сводом. Подобная концепция в армянской архитектуре применялась при строительстве общественных и культовых зданий, храмов. В средневековье большинство каравансараев находились именно под единым сводчатым покрытием». 

А вот статья В. Курилко «Открытие центрального крытого рынка в Ереване», опубликованная в газете «Коммунист» от 29 апреля 1952 года: «С розовым туфом облицовки главного фасада прекрасно гармонирует огромный чугунный ажурный витраж на фоне зеркального стекла, окрашенных под бронзу двух оттенков - темного и светлого». 

Как видим, армянские эксперты сами констатируют, что при строительстве рынка были применены решения средневековой архитектуры. К тому же один из них подчеркивает, что советские армянские архитекторы «учились» у архитекторов средневековья. Надо полагать, что г-н Г.Погосян - человек совестливый, ибо он не солгал и не назвал в данном контексте архитектуру средневековья армянской.

Дело в том, что в средние века на территории современной Армении армян не было и в помине. Это были земли Чухур-Саадского беглярбегства и управлялись эмирами из тюркского рода Саадлу - по имени основателя рода Эмира Саада. В начале XVI века, в 1511 году, по приказу правителя государства Сефевидов Шах Исмаила здесь была возведена Эриванская крепость, названная Реван-гала в честь построившего ее шахского везиря Ревангулу хана. А в XVII веке здесь было образовано Эриванское ханство со столицей Иреван, в котором жили только мусульмане. Об этом сохранились сведения, к примеру, в трудах французских путешественников Жана Батиста Тавернье и Жана Шардена, побывавших там в 50-70-е г.г. XVII века, в «Книге путешествий» Эвлие Челеби и др..Фундаментальной доказательной базой являются и азери-тюркские топонимы, которые перечисляет Ж.Шарден в первой книге своей многотомной книги путешествий: «...городские земли орошаются рекой Гырхбулаг, протекающей через юго-запад, и рекой Зянги - через северо-запад. Сарай Сардара - очень красивый и грандиозный дворец. В тысячу шагах от него возвышается крепостная башня, ее здесь называют «Кечи галасы»...»

По словам европейских путешественников, посетивших Эривань в XVII-XVIII в.в., это был прекрасный город минаретов. Джемелли, Кер-Портер, Джеймс Мориен, Монперо, Камерон, Линч, Дюбуа и др. с особым восхищением описывали Иреванскую крепость, которая была богата изумительными мечетями, караван-сараями, фонтанами и цветниками. Жемчужиной городской архитектуры был Дворец Сердара, По описанию Шардена, «дворец наместника, расположенный в крепости, построен на краю отвесной скалы. Это внушительное великолепное здание производит особое впечатление летом».

Английский путешественник Х.Линс назвал Дворец Сердара сердцем Эриванской крепости.

А теперь ВНИМАНИЕ! Мы особо подчеркиваем то, что этот дворец был построен в стиле АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЗОДЧЕСТВА ХАШТ-БЕХЕШТ. Проблема в том, что данный стиль приписывают ПЕРСИДСКОМУ зодчеству только по той логике, что известный в мире дворец «Хашт-Бехешт» находится в Исфахане и слово «хашт-бехешт» на фарси означает «восемь уровней рая». Заинтересованные в подобной фальсификации лица намеренно игнорируют то, что исфаханский дворец был построен в эпоху Сефевидов, в 1669 г. по приказу шаха Сулеймана Сефеви. А династия Сефевидов, как известно, положила начало азербайджанской государственности. Вот еще один факт, претендующий на сенсационность! Похожий райский дворец «Хашт бехишт» был возведен также в Тебризе, причем НА 200 ЛЕТ РАНЬШЕ исфаханского. В 1483 году его построил султан Якуб Акгоюнлы - сын Узун-Хасана, правителя АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО государства Акгоюнлу!

Таким образом, дворец «Хашт-Бехишт» и другие прекрасные сооружения, построенные в эпоху династии Сефевидов на территории современного Ирана, являются жемчужинами отнюдь не ИРАНСКОГО, как принято сегодня утверждать, а АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО зодчества, восходящего к пращурам азербайджанцев - огузам. Равно так же основанная Сефевидами Эриванская крепость, Дворец Сардара, великолепные мечети являются образцами вовсе не ПЕРСИДСКОЙ, а АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ архитектуры. И этот неоспоримый ФАКТ запечатлен в средневековых источниках.

Фотодокументы свидетельствуют, что через 100 лет после взятия Эриванской крепости армией генерала Паскевича дворец был сохранен как красивейшая достопримечательность Кавказа. Его уничтожили в начале 50-х г. ХХ века. И сразу же яркие элементы дворцовой архитектуры были «успешно» приармянены архитектором Г.Агабабяном и использованы в архитектуре Крытого рынка, построенного в 1952-ом г.
Так что советские армянские архитекторы учились у АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ архитекторов средневековья и символ армянской столицы - Крытый рынок - построен с применением элементов великолепных сооружений Эриванской крепости. И вот доказательства.

Так, уникальность Крытого рынка армянские архитекторы видят в том, что изнутри он полностью накрыт сводом. Правда, они пытаются лукавить, называя своды элементом армянских культовых зданий, как это делает директор музея А. Григорян. Но при этом Григорян сам же отмечает, что «в средневековье большинство КАРАВАНСАРАЕВ находились именно под единым сводчатым покрытием». Это уже даже не лукавство, а наглый цинизм вкупе с воинствующим дилетантством. И школьнику известно, что караван-сараи испокон веков были знаковой приметой мусульманского быта, а не армян. Средневековая азербайджанская Эривань, лежавшая на пересечении торговых путей, была еще и городом караван-сараев. Известны и их азери-тюркские названия - Сердар, Шейх-уль-Ислам, Даглы (Нагорный), Сулу (Водный), Сусуз (Безводный), Гаджи Али, Кемюрчю (Угольщики), Джульфа, Гаджи Ильяс и пр.

В данном контексте уместно такıе вспомнить написанную в середине 40-х годов XIX в. известную картину президента Академии художеств Российской империи князя Г.Гагарина «Караван-сарай в Эривани». На ней отчетливо изображены отнюдь не армяне, а люди в восточных одеяниях. Следовательно, цельный сводчатый потолок рынка тоже заимствован у зодчих Эриванского ханства. Впрочем, своим неудачным сравнением директор музея фактически проговорился, что элемент сводчатости скопирован с караван-сараев, а вовсе не с армянских «культовых зданий, храмов».

Продолжая ряд доказательств, отметим и такие яркие элементы здания Крытого рынка, как украшенная¬ узорами Большая арка, чугунный ажурный витраж на фоне зеркального темного и светлого стекла, а на нем восьмиконечные звезды, означающие восемь ветвей тюркских народов. Узоры арки напоминают узоры прославленных в Российской империи и в Европе эриванских ковров. Они стали метафорой для А.Пушкина: «Его рассказы расстилались как эриванские ковры. И ими ярко украшались Гиреев ханские пиры». Это строки из стихотворения «В прохладе сладостной фонтанов». Оно было написано в 1828-ом, в тот самый год, когда только началось переселение армян из Персии в Эриванское ханство! А это значит, что российский истеблишмент знал и ценил эриванские ковры азербайджанской, а не армянской Эривани.

Что касается главного украшения рыночного фасада - зеркальной мозаики на витраже, то несомненно, архитектор пытался приармянить зеркальное убранство дворца Сардара. Дворец стерли с лица земли, а элементы его изумительной зеркальной гостиной в одночасье перенесли на первое строящееся на тот момент здание, хоть это был простой рынок. Благо, красота этого уникального зала описана в письме Грибоедова его другу Бегичеву, в путевых заметках европейских и восточных путешественников, на живописном полотне Г.Гагарина «Зеркальная зала во дворце Эриванского сардаря»

Итак, бывший продавец лифчиков, а ныне депутат Лфик Само методично разрушает не только памятник истории современной Армении. Уничтожается образец советской армянской архитектуры с выразительными элементами средневекового азербайджанского зодчества.