Без Платонов и Невтонов.

На модерации Отложенный

Интернет кипит от возмущения. Из старших классов убрали изучение естественных наук в обязательном порядке. Теперь химия, физика и биология - предметы по выбору. предрекают падение уровня естественнонаучной подготовки, что, в конечном итоге, предопределяет в будущем наше технологическое отставание. Согласен, спору нет, все так. но, как мне кажется, крики ужаса и всхлипывания по поводу гибели нашего естественнонаучного образования несколько запоздали. Лет этак на 20.
Однако, прежде, следует сказать, что гневные выкрики идут по верхам, не замечая того, что изгнание естественных наук из числа обязательных - это лишь фрагмент общей тенденции к так называемой индивидуализации обучения. Профиль - это отражение сложного комплекса философско-антропологических и психолого-педагогических идей, связанных с учением о врожденных наклонностях и развитии, как раскрытии этих наклонностей. В 90-е об этом очень много кричали Кумарин и Кушнир со своей природосообразной педагогикой. Теперь, как видим, их идея победила. Выбор жизненного пути полагается не как результат свободного решения индивида, определившегося в результате проб и ошибок, развития собственных интересов, а как нечто предначертанное свыше, пусть не Богом, так натуралистической метафизикой, генетической предопределенностью.
Человек не выбирает, выбирает природа.
Однако, оставим эту общую идею, скрывающую за нынешней профилизацией старшей школы, идею, которая странно смотрится в контексте разглагольствований об индивидуализации.
Хотелось поговорить вовсе не об этом, а о том, почему естественнонаучное образование приказало жить еще 20 лет назад.
Не только потому, что тогда хорошо сознавали связь между хорошим общим и хорошим специальным образованием, а еще и потому, что тогда образование не ограничивалось школой, как сейчас, тогда обучение и воспитание было делом всего общества.
Объяснение успехам нашим в естествознании, общему высокому уровню следует искать не только в школе, его следует искать в книжном магазине и в почтовом ящике простого советского гражданина.


Помните магазины "Научная книга", "Техническая книга", отделы технической и научной книги в крупных книжных магазинах, в которых продавались книги не только для взрослых дядь и теть, но и научная, научно-популярная литература для студентов и школьников, а также "широкого круга читателей интересующихся ...(нужное можете подставить сами)"



Это научно-популярная литература в высшем смысле этого слова. Не та жвачка с картинками, которую можно встретить ныне, и не то непонятное, написанное геллертерским стилем, на что натыкаешься в журналах, в интернете. Это литература. написанная специалистами с любовью к своему делу, к своему предмету и искренним желанием донести все великолепие науки до читателя в живой, занимательной, но не теряющей всей строгости науки форме. Кандидаты и доктора наук, доценты, профессора и академики, ученые с мировым именем создавали эти книги для юных и любознательных читателей, оттачивая свое мастерство популяризаторов и педагогов.
Сколько людей было в этом занято! Это была настоящая индустрия знаний, полезная стране, обществу, развивающейся личности, да и самим ученым, ощущавшим свою важность, нужность, востребованность.
Мы узнавали научные факты, нам прививали трезвое, научное мировоззрение. Мы купались в этой атмосфере научного поиска и удивительных открытий, бессознательно, невзначай осваивая сложнейшие вопросы.
И вот, все это в одночасье ушло, стало нерентабельным. Знание съежилось до школьной скамьи и учебника, школьной аудитории. А теперь изгоняется уже из нее.
Каких успехов здесь можно ожидать? На что надеяться? Только кустарей-одиночек в науке, создавших себя сами, и всеобщее одичание масс.
Поэтому цель развития естественнонаучного образования более чем очевидна - вернуть не только уроки, вернуть издательства и магазины научной и технической книги.