Финская школа: рассказывает человек, который через нее прошел

На модерации Отложенный

В одном из советских учебников финского языка был текст, который начинался зловещей фразой: «Финляндия - типичная капиталистическая страна». Затем шел сокращенный курс политической экономии: земля, вода, фабрики и заводы принадлежат капиталистам, а те, конечно же, эксплуатируют рабочих так, что жить там просто невозможно.

Школа в финском городе Эспо. 

Такие описания должны были вызвать у советского человека соответствующие ассоциации: сурово-воодушевленные лица борцов за счастье трудового народа, бесконечные очереди на биржу труда и изголодавшиеся от недостатка витаминов детки. И преисполнилось сердце сочувствием и гневом, и забывали мы на весенний авитаминоз своих детей и на многолетние очереди по квартире. Даже люди с высшим образованием свято верили в эти страшилки советской пропаганды.

В 1990 году я по приглашению Союза переводчиков Финляндии три месяца проходил стажировку в этой стране. Это было время, когда полки советских магазинов блестели абсолютной пустоте, прикрытой солью и знаменитым «Завтрак турист».

После возвращения в родную школу мне пришлось выступить перед учителями и рассказать о жизни среди коварных капиталистов. Больше всего меня поразило вопрос одной учительницы: «А за что живут учителя в течение летних месяцев?" И никак не хотела поверить, что за отпуск они получают деньги и проводят его, не пыхтя на огородах ради подкормки, а могут съездить куда либо в теплые страны на отдых. «Как же так? Там же капитализм! "- Растерянно повторяла моя коллега.

Моему рассказу поверил только один человек - инструктор горкома партии, который и сказал мне после выступления: «Ну что же вы так? Нужна было как-то памягче. Гласность не есть вседозволенность. Думайте, что говорите! "

Да и правда, советскому человеку трудно было поверить, что за железным занавесом живут нормальной человеческой жизнью, что обещанные нам в далекой туманной будущего блага - это норма человеческой жизни и дети там, без всякого пустозвонства, являются объектом особой заботы государства.

Теперь, после того как я отработал много лет в финском университете и одновременно «отучился» 12 лет в школе с внучкой, я могу подтвердить:

забота о детях в Финляндии начинается с самого рождения ребенка. Мать, Выписываясь из роддома, получает полный комплект бутылочек, сосок, пеленок и деньги на коляску.

Никто не напоминает молодым родителям о приданом для ребенка. Мать или отец, которые возят ребенка в коляске, имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского транспорта. Бывает, что таким правом и злоупотребляют: таскают в колясках вплоть до пятилетних детей. Дело здесь в том, что детям до семи лет проезд бесплатный, но родителям приходится платить, а это довольно дорого. На два года, без потери рабочего места и среднего заработка, один из родителей (мать или отец) может брать отпуск по уходу за ребенком.

Кроме того, независимо от материального состояния, семья начинает получать денежную помощь от государства на детей - примерно 200 долларов в месяц.

До семи лет детям бесплатный вход в бассейны, луна-парки, кино и т.д. После семи лет (до семнадцати) идут детские льготы, если доступ в такие места для детей стоит в два раза дешевле, чем для взрослых.

В Финляндии издавна существует обязательное среднее или базовое образование - 9 классов. Причем образование эта абсолютно бесплатно. Более того. В течение этих лет дети получают от государства бесплатные учебники и тетради за каждый класс в полную собственность.

И не приходится классному руководителю каждую весну забирать у школьников учебники, подклеивать их, ссориться с библиотекой и выбивать из родителей деньги за изношенные или утерянные книжки.

Обед в школе тоже бесплатный.

Не надо собирать справки и заключения различных органов власти - это само собой разумеется. Меню обедов на каждый месяц отправляются родителям. Причем обязательно учитывается вероисповедание школьника, чтобы, не дай бог, не накормить свининой мусульманина, или иудея, а говядиной - индуса.

Дети, живущие на расстоянии двух и более километров от школы, ежемесячно получают в школе проездной билет. Билет этот дает право проезда во всех видах городского транспорта и выдается независимо от материального положения семьи - то ли безработных, или миллионеров. Никакие справки собирать не надо, стоит только сказать в школе, что такой билет ребенку нужен.

Разумный подход: если государство обязало ребенок учится, то она и обеспечивает все условия для выполнения такой обязанности. Когда берут парня в армию, то не он же должен покупать мундир, оружие и т.д. Скажу только, что образовательный бюджет Финляндии больше, чем оборонный.

Для посещения платных кружков на каждого ребенка социальной службой выделяется около 300 долларов в год.

Конечно, этого не совсем хватает, но для малообеспеченных семей это большое подспорье, если учесть, что требуется около 300 долларов. Кроме платных кружков существует еще большое количество и бесплатных, организованных различными общественными и религиозными организациями. Это главным образом художественные, театральные и музыкальные кружки.

Всеми этими детскими льготами и привилегиями пользуются и дети эмигрантов. Вся разница в том, что они идут в так называемый подготовительный класс, где рядом с программой по арифметике и письму, дети изучают финский язык, чтобы дальше учиться в обычной финской школе.

 

Причем это обучение имеет целью не ассимиляцию, а адаптацию ребенка к жизни в чужой стране. А потому, например, для детей из разных стран организуются уроки родного языка. Это обычно русский, арабский или сомалийская - по большинству детей той или иной этнической группы. Для православных христиан также организуются уроки закона Божия, а для мусульман - изучение Корана.

Большое внимание уделяется охране окружающей среды, а потому раз в неделю проводятся уроки по этой теме, даже с выездами детей в заповедники, на озера и т.д.

Обычно классы в школах невелики: 8-20 учеников, что дает возможность постоянного контроля и индивидуальной работы с учениками. Обычно уроки в начальной школе (1 - 6 классы) ведет учитель и помощник из практикантов от педагогической учебного заведения.

Надо сказать, что в младших классах нагрузка на детей небольшая, особенно по сравнению с нашей школой. Таблицу умножения изучают только в третьем или четвертом классе, а к элементам алгебры переходят еще позже.

И правда: какая разница, когда ребенок научиться решать уравнения.

Давайте вспомним, когда в советской школе пятидесятых-шестидесятых годов начинали учить иксы и игреки? А кто со стопроцентно грамотных граждан пожилого возраста помнит, например, закон Гей-Люсака, или формулу хотя бы одного из законов Ньютона?

Все строится на том, чтобы не отбить у ученика охоту к школе. Даже оценки выставляются конфиденциально, без публичных разборок и упреки, чтобы не травмировать ребенка. Выставляться они начинают только в четвертом классе.

А в 1-3 классах перед детьми стоит очень трудная задача: два раза в год детям выдают бланки, где ученик сам оценивает себя: свое поведение, исполнительность, аккуратность, отношения с товарищами и учителями и.т.п. А параллельно такие же оценки выставляет учитель, но после ученика. Этим самым ученик привыкает к самостоятельности, к трезвого взгляда на себя и окружающий мир.

Самостоятельность - главный принцип обучения.

Например, проходят какую-нибудь тему по биологии или географии. На две-три недели ученикам дается задание, скажем, проехать из Сантьяго де Чили в бразильский Рио Гранде, описывая природные зоны, этнографию и т.д.

В старших классах, т.е.. в базовой школе (7-9 классы) принцип конфиденциальности отметок полностью сохраняется, но добавляется и другой, более важный: «щенка в глубокой воде».

Это значит, что никто никого не заставляет учить и зубрить, никто не ведет борьбы за тотальную успеваемость.

Для нас это звучит довольно дико, но и дает свои результаты. Когда сам школьник не хочет хорошо учиться, значит, это не нужно ни ему, ни его родителям, ведь, получив низкий балл в базовой школе, он не сможет поступить в лицей (часто его называют гимназией). Обучение в лицее продолжается три года и открывает путь к высшему образованию, а значит, к хорошей карьеры и хорошего заработка. Заработки людей с университетским образованием, так называемых дипломированных специалистов, почти в два раза выше, чем у тех, кто ее не имеет, хотя они могут выполнять практически одну и ту же работу.

Большое внимание уделяется изучению различных языков. Прежде всего надо упомянуть то, что обязательно изучаются оба государственных языка Финляндии: финский и шведский. Никаких освобождений от этих предметов законом не допускается. Обязательным является и один из иностранных языков. Обычно это английский язык. Кроме этого существуют несколько языковых факультативов. И, как правило, каждый учащийся берет углубленный курс того или иного языка. Знание одного-двух иностранных языков - это норма для финских учащихся и студентов, а вместе с тем и предпосылка для получения хорошей работы как на родине, так и в странах Евросоюза.

Такая свобода на первый взгляд ведет к анархии и неграмотности.

В том и кроется большая разница между нашими и финскими школами. Мы заставляем всех учиться едва ли ради чего и ради кого. Здесь же с первого класса ставится условие самостоятельности как детей, так и родителей.

Они должны решать сами, нужна ли им хорошее образование или нет, нужна ли им обеспеченная жизнь в будущем или нет. Никто за них не решает и не призывает на борьбу за светлое капиталистическое завтра. Общество и государство обеспечивает все материальные условия, о которых сказано выше, а вы сами должны сделать все остальное.

По этой причине в школах нет ни профессиональной ориентации, ни политинформации, есть уклоны: театральный, литературный, биологический, экономический, математический и т.д. Уважение к труду, к родине и к национальным ценностям финнам начинают ненавязчиво прививать с самого малого возраста в семье и в школе.

Дети учат патриотические, народные купальские, рождественские и другие песенки, ездят на экскурсии по стране и за границу, где используют свои знания иностранных языков и т.д. Во время праздников, когда исполняется государственный гимн, все встают и подпевают, ибо так они приучены с детства.

И никто не посмеется, когда увидит, что его одноклассник на каникулах сидит за кассой, работает на улице или моет подъезды, наоборот - это вызывает уважение. И здесь государство создает условия для поощрения: со школьников не берут налоги вообще, а студентам они очень снижены.

Для обучения в университете или другом высшем учебном заведении молодежь получает государственную ссуду, которая практически после окончания учебы погашается.

На время учебы студентам даются большие льготы. Это и общеевропейский билет для путешествия по Европе летом, и цены на жилье в студенческих общежитиях и т.д.

Кстати, студенческое общежитие в Финляндии совсем не то, что мы знаем у себя дома. Общежитие - это когда два-три студента, которые живут каждый в отдельной комнате, имеют одну на всех кухню, туалет и душ.

Можно много чего сказать и написать о слабости западной образования, приводя данные о многих неграмотных в западных странах. Можно гордиться тем, что специалисты из бывшего СССР очень ценятся за рубежом. Можно гордится тем, что Николай Гоголь родом из Украины, а Достоевский из Беларуси. При желании можно докопаться и до белорусских корней Алишера Навои. Но что с того? Ни Украина, ни Беларусь здесь ни при чем.

В свое время мы очень гордились тем, что Кулибин построил уникальный мост. Но построил он его на суше, где мост так и сгнил без нужды. Братья Черепановы построили первый паровоз, но для российских железных дорог паровозы закупались на Западе. На мой взгляд, это говорит о том, что образование, как таковое, не очень-то было и нужно великой державе. Судя по тому, как платили и платят учителям, как обеспечивают материальную базу школ, хорошее образование не нужно и сейчас, так же, как оно была нужно и раньше.

Безусловно, благодаря самоотдаче учителей и несмотря на полную запущенность образования, в стране есть много очень хороших специалистов. Но работать они стремятся - и часто достигают своей цели - за рубежом. А нам остаются «эрудиты», выступающие в «слабое звено» или другой подобной викторине, пылающий трогательной жаждой получить миллион на халяву, но не могут вспомнить автора «Му-му» и столицу Франции.

Яблоня дичает и начинает приносить ядовито-кислые плоды, если ее не ухаживать. То же самое происходит и с образованием. Ни в советские, ни в постсоветские времена на школу не хватало и не хватает денег. И как бы не старались любые власти довести голодным учителям и ученикам, что наша система самая лучшая в мире, результат один: заброшенная школа - это заброшенное будущее народа и страны.

Якуб Лапатка