Атеизм как ответственность перед будущим и форма аскезы

Религиозный взгляд на мир антропоцентричен, а потому радужно оптимистичен. Он утверждает, что не только наш сине-зелёный шарик, но и вся неизмеримая Вселенная вращаются, в конечном счёте, ради нас, грешных.

Не самообольщение ли это?!

Имеем ли мы право быть настолько безответственными перед грядущими поколениями, чтобы верить, будто о нас заботится («промышляет») некая высшая сила?

Не должны ли мы, именно в сознании своей ответственности за будущее, исходить прежде всего из того, что люди – случайное и преходящее явление на задворках Вселенной, и в ней никому, кроме нас самих, в сущности, нет решительно никакого дела до того, есть мы или же нас нет?

То, что мы уже знаем об окружающем мире (из науки, а не из «откровений») позволяет уверенно утверждать: Вселенная существовала миллиарды лет до нас и просуществует ещё миллиарды лет после нас, нисколько не страдая от нашего отсутствия. Думать иначе – заведомо обманывать себя.

Аврамические религии внушают, что человечество обязательно застанет конец Вселенной, как бы оно не суетилось. А если так, то надо ли думать о последствиях своей деятельности для окружающего мира?

«После нас – хоть потоп (сиречь конец света)!» – вот логический вывод из религиозного взгляда[i] на мир и место в нём Человека.

Так спрашивается: может ли ответственный человек позволить себе такую блажь, роскошь, негу, леность и расслабленность ума, как вера?

Потому-то атеизм правомерно рассматривать не только как выражение сознательной ответственности перед человечеством, но и как своего рода аскезу.

Не всякий, называющий себя атеистом, является таковым. Например, разрушение святилищ не нужно атеисту. Разрушение святилищ – свидетельство не преодоления религиозного сознания, а его редукции на первобытный уровень, на уровень фетишизма: старые «боги» оказались бессильны, я их за это наказываю… Это делали новообращённые монотеисты. 

<hr align="left" size="1" width="33%"/>

[i] По крайней мере, из такого взгляда, где отсутствует материалистическое в своей основе понятие о карме.