Мы религиозны? Во что мы верим?

На модерации Отложенный

«Ньютон» Сальвадор Дали, памятник в Сингапуре.

Человеческая сущность – религиозна! Подобная фраза многим может показаться абсурдной: ведь мы живем с вами в новой техногенной среде, где уже сложно повстречать оккультных фанатиков, что готовы положить свои головы на алтарь веры; на социальном полотне все чаще встречаются лоскутки атеизма и противостояния общепринятому суррогату веры; народы не сталкиваются в ожесточенных войнах, где на полях битвы умирают солдаты, окропленные кровью своих врагов со слепой молитвой на устах, но все равно люди продолжают поклоняться богам, хотим мы этого или нет! И как бы не был совершенен окультуренный человек, и как бы не поддерживала его наука своими новыми доказательствами атеизма, и как бы не верили народы в сверхцивилизованный мир, нас по-прежнему держит тюрьма: догм, предрассудков и религиозного регизма.

Вот уже долгие две тысячи лет Европа находится под влиянием христианской веры, которая смогла гармонично встроится в социальную структуру целого поколения людей, выработав наркотическую прививку, от которой так сложно избавится. Но была ли Европа когда-нибудь поистине христианской? Являлись ли наши предки, и мы в целом, носителями этого морального кодекса, который в трудный час питает нас порой пустыми надеждами, а в праздный, вызывает ироническую улыбку. Чтобы не давать преждевременных ответов, которые могут разорвать цепь моих логических размышлений, мне бы хотелось в дефинициях представить взгляды христианской религии.

В социальных вопросах подавляющее большинство религиозных мыслителей придерживались мнения, что все люди равны. В сфере экономики, что работа возвышает человека, а не служит его деградацией, что никого нельзя побудить действовать против его собственного блага и что заработная плата и цены  должны устанавливаться на принципах справедливости. Что касается политики, то в библии говорится, что государство основано на принципах морали, что закон и отправления правосудия должны быть проникнуты христианскими идеалами справедливости и что взаимоотношения между теми, кто правит и теми, кем управляют должны быть основаны на взаимных обязательствах. Наконец, христианские идеалы провозглашали сильную веру в то, что все нации являются частью одного великого общества.

И хотя эти воззрения эклектично присутствуют в нашем социальном эго, говорить о том, что они носят предопределяющий характер, а уж тем более говорить, что они являются истинным кредо подавляющего большинства, было бы смешно.

Прежде чем продолжить дальнейшее изложение следует провести границу между двумя понятиями: идеология и религия. И хотя создается впечатление, что эти два «предмета» слабо отличимы, между ними все же существует целая пропасть. Связано это с тем, что идеология носит социальный характер, религия же интимна, и является отражением души конкретного отдельного человека. Стоить заметить, что религия не всегда может зиждется на теологическом взгляде, ведь человек может и не верить в богов или оккультные знаки, но как бы там ни было, религия в нем живет, даже если она и носит материальный характер. Каждый человек на свете как бы прибывает во сне, он живет в собственном мире грез и иллюзий, именно эта совокупность снов и определяет его духовный настрой в этом мире, это и есть его индивидуальный духовный отпечаток. Если же мы заменим Бога деньгами или государством, или символами, или научными теориями, или сплетнями, или второсортными желтыми статьями, как не крутись, все это будет религия, ибо именно в это и будет верить индивид, как бы абсурдно это не казалось третейскому наблюдателю.

Какова же наша современная религия, на каких воззрениях она покоится, каковы ее внутренние нити идеалов? Если мы честно, без фарса и лицемерия заглянем себе в душу, то увидим все без труда! Наш Бог, это деньги, который предопределяет все наши поступки и принципы, мы полностью принадлежим ему, ибо искренне хотим им обладать, причем несметном количестве. При этом наш нынешний рациональный ум  готов оправдать все наши низменные позывы самым изощренным образом, ведь мерилом нашей доблести может стать: власть, которой мы обладаем; богатство, что мы заполучили; слава, что нам воспета; успех, который мы приобрели; наслаждение, в котором мы уповаем, – даже если все это достигнуто любым аморальным путем. И не важно, что весь остальной мир погряз в огне, гори он, синим пламенем, воспоет душа. Итог жизни таких героев: гордость, властолюбие, тщеславие, честолюбие, превосходство, статус, китч, гламур, пафос, надменность, чванство, манерность, лицемерие, напыщенность… К сожалению ад живет не под землей, он может жить только в наших душах, и горе тому, в ком он поселился. К величайшему сожалению вся современная система ценностей коррелирует с тем, что было описано мной выше.

История современного культурного человека сплошь состоит из одной примитивной функции – быть сильнее других, одерживать победы, покорять других и эксплуатировать их. Даже идеал истинного мужества соответствует брутальному мужчине готовому покорять и завоевывать, больше похожему на перекаченную ходящую протоплазму, лишенную индивидуальности, глубокого интеллекта, духовной базы, что может только брать, но редко давать взамен, и уж тем более жертвовать. Даже отношение такого мужчины к женщине носит воинствующий характер, ведь он готов приложить все усилия для ее покорения. Его главное оружие: совращение, манипуляция, соблазнение; а цель: отыметь, использовать, употребить ради удовольствия и поднятия собственной значимости, как внутреннего «Я», так и социального. К величайшему сожалению к этому «индивиду» можно проявить только сострадание, он зажат в рамках собственного скудоумия и невежества, из которого ему будет невообразимо трудно вырваться.

«Товар – деньги – товар» - такова современная формула нашей экономической системы. Но за фасадом ее простой и понятной структуры скрывается нечто, что отравляет наши души, превращая ее в клоаку предубеждений и стереотипов. Накопительский характер этого рыночного закона привел к тому, что человек стал в нем выступать в роли товара. Т.е. живое одухотворенное существо становится товаром на рынке личностей. Назначение цены за товар происходит по тем же принципам, что и цена за живой ресурс. Отсюда следует, что стоимость личности предопределяется не только его истинными функциональными возможностями и личностными характеристиками, но еще и напрямую зависит, каким образом он может успешно преподнести себя как «личность», насколько красива его «упаковка», насколько он «жизнерадостный», «здоров», «успешен», «надежен», «честолюбив», более того, многое зависит от его происхождения и знакомств с «нужными людьми». И неважно, какой вы человек, главное, что вы должны пользоваться спросом. Если же это не так, то пора меняться, даже если искренне не хочется, а иначе останетесь на задворках современной жизни, и вас спишут за ненадобностью.

«Все приходит и все продается. Человек – такой же товар, как и все остальное, и у каждого из нас свой срок годности». Тем самым человека искренне не заботит его жизнь, счастье, радость, и главное, что вокруг происходит, самое важное продать себя подороже. Потому что если будут бабки значит будут «бабки» - вот фабула истинного счастья, будут деньги, значит будет все остальное: развлечение, секс, беззаботица, удовольствие, успех, статус, признание, власть и т.д.

Эффективно продав себя, ты становишься нужным. Тем самым человек современной эпохи становиться обезличенным, т.к. его личностное «Я» соответствует рациональной эпохи и непостоянной моде, он такой лишь потому, что именно в таком виде он нужен, он истинный конформист, его душа уже давно отчуждена. Такую личность не заботят сакральные вопросы «Для чего Я живу?», или «В чем моя индивидуальность?», или «По каким принципам Я существую?», он не задается такими вопросами, да и внятного ответа на них у него попросту нет. Безличность и отсутствие самости вот страшный синдром современного общества. Люди подверженные этому синдрому обезличены, в них нет стержня, они просто инструменты занятые восемь часов на ненавистной работе от зарплаты к зарплате. Все что его волнует, это его положение в карьерной лестнице, которая отражает качество его функционирования.

Люди рыночной системы насквозь эгоистичны, только вот они не готовы с этим согласиться. Им искренне наплевать на то, что происходит вокруг, на все можно «забить», самое-то главное, чтобы это не касалось его личностного успеха или удовольствия. Это безличностный индивид будет до потери пульса проявлять свою страусиную политику выраженную фразами: «Забей», «Не думай о глобальном», «Все хорошо, живем и ладно», «У нас нет причин для беспокойства», «Не думай об этом просто отойди и забудь». И даже если вы станете, приводит аргументы, высказывать факты, результат будет один – беспросветный нигилизм. Этим возможно и объясняется, почему их не беспокоит опасность ядерной войны, экологическая катастрофа, отсутствие нравственности, засилье насилия и т.д.

К сожалению, мы продали свои души, и еще больше стали походит на людей, это и есть квинтэссенция нашей рыночной духовности, а точнее «адуховности». В нас не осталось духовной радости, в нас остался лишь пустой ржачь над очередной пустой шуткой, которую мы потребим в очередной телепередачи. Таково состояние нашего общества и ответ на вопрос о религиозности.