Российской медицине поставили неутешительный диагноз
Сколько бы ни спускала сверху власть директивы обеспечить большую продолжительность жизни населения, а ему, бедному, все долго не живется. Статистика неумолимо смывает весь тот «косметический ремонт», которым официальная пропаганда ремонтирует изъяны в медицине и экономике.
Не на все вопросы можно получить прямые ответы, даже у Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая своим опубликованным докладом о состоянии здравоохранения в России скорее ставит вопросы, причем не риторические, а такие, на которые хотелось бы получить ответ.
Например, как так получается, что по расходам на медицину Россия сопоставима с Турцией, но у нас средняя продолжительность жизни составляет 68,6 лет, а там – 73 года? Или почему хоть у нас государство и тратит на здравоохранение лишь 4,7% ВВП (абсолютный минимум среди всех стран ОСЭР, даже в Мексике на эти цели идет 6,1% ВВП), но при этом, по прикидке докладчиков, реальный уровень развития здравоохранения в России соответствует реально где-то 3% ВВП? А остальное где?
И не нужно ведь быть семи пядей во лбу, чтобы правильно ответить на эти проклятые вопросы. Ответы лежат на поверхности.
Вот есть, например, такой критерий, как смертность от неинфекционных заболеваний, т. е. тех, которые обусловлены не роковой случайностью, а в большинстве случаев средой обитания. Данные Всемирной организации здравоохранения по России вопиют: в нашей стране чрезвычайно велико число таких пациентов, страдающих, например, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Вероятность скончаться от такого рода болезней у взрослого гражданина нашей страны в возрасте 30-70 лет превышает 35%. Причины таких патологий известны: экология, плохое питание, курение, алкоголизм.
Про экологию и говорить нечего. Рынок диктует свои стандарты: есть где «бесхозный» кусок земли – быть там торговому центру, бизнес-центру, элитному жилью, но не парку или стадиону. Конечно, есть санатории, построенные еще при Советах. Сервис там недалеко ушел от тех ностальгических времен, но зато цены кусаются не по-пролетарски.
Стадионы и спортплощадки? Смотри пункт про бизнес-центры. Если раз в год где-то в каменных джунглях среди новостроек вдруг нечаянно появляется доступный открытый «спорткомплекс» – это событие регионального масштаба. А ведь когда-то редко какой двор можно было представить себе без турника...
Опубликованный Организацией экономического сотрудничества и развития доклад в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал доцент Московской медицинской академии им. Сеченова, доктор медицинских наук Евгений Ачкасов:
– То, что по продолжительности жизни Россия на десятилетия отстает от ведущих стран, – это правда. Разрыв, конечно, колоссальный. У нас очень высокая смертность по ряду заболеваний, высокая младенческая смертность, хотя она и снижается, но пока все же высока, превышает аналогичные показатели в других странах где-то в два раза. В этом смысле ничего нового данный доклад нам не сообщил. Проблема в том, что вся наша система здравоохранения до сей поры была настроена лишь на процесс лечения – выявление заболевания, причем в уже достаточно развернутой стадии, и его лечение. И основные средства до сих пор направляются на осуществление высокотехнологичной «точечной» помощи, носящей точечный характер оказания помощи больным с серьезными патологиями.
Тем временем в российской системе здравоохранения есть два особенно проблемных пункта, которым как раз и следовало бы, по-хорошему, уделять особо пристальное внимание и соответствующе финансировать. Это профилактика, важность которой пока что лишь больше провозглашается на бумаге, хотя в новом Законе «Об охране здоровья» ее концепция описана подробно и черным по белому, а также медицинская реабилитация, которую граждане подчас вынуждены получать за рубежом. Если наши специалисты способны качественно лечить серьезные заболевания никак не хуже своих зарубежных коллег, то с обеспечением должной реабилитации больных уже возникает проблема. И это уже становится краеугольным камнем современной российской медицины.
Комментарии