Раскрыта тайна гибели сына Сталина

На модерации Отложенный Якова Джугашвили застрелили в немецком концлагере

Похоже, что в дискуссии историков о том, как погиб старший сын Иосифа Сталина Яков, можно поставить точку. До настоящего времени было две версии его кончины. По одной из них, Яков Джугашвили погиб в бою летом 41-го года, по другой - в плену. Пролить свет на истину помогли недавно рассекреченные документы.

«Из протокола допроса немцами военнопленного старшего лейтенанта Якова Иосифовича Джугашвили следует, что он 16 июля 1941 года в районе Лясново попал в плен, будучи в должности командира батареи 14-го гаубичного полка, приданного 14-й танковой дивизии», - рассказал старший научный сотрудник Института военной истории Военной академии Генштаба ВС РФ, кандидат исторических наук Михаил Зуев.

А вот узнать, что с Яковом происходило после пленения, помогла записка заместителя министра внутренних дел СССР Ивана Серова от 14 сентября 1946 года. Согласно ей, с апреля по июнь 1942 года Джугашвили содержался в лагере возле города Хаммельбург, а в марте 1943 года он поступил в особый лагерь «А» концлагеря «Заксенхаузен».

Там он держался независимо и замкнуто, выказывая презрение администрации. Там же и оборвалась его жизнь. В конце 1943 года, во время прогулки, часовой потребовал, чтобы Яков вернулся в барак. Вместо этого сын Сталина пошел к проволочному заграждению. «После окрика часового Яков стал ругаться, разорвал ворот гимнастерки и закричал часовому: «Стреляй!» Часовой выстрелил в голову и убил Джугашвили», - заключил Зуев.

Кстати, согласно историческим данным, Иосиф Сталин всегда недолюбливал Якова. Всему виной брак его сына в 1925 году с некой 16-летней юной особой, против которого выступил отец. Яков попытался застрелиться, нанес себе ранение, однако выжил. После этого Сталин написал в письме: «Он поступил как хулиган и шантажист, с которым у меня нет и не может быть больше ничего общего». Так это или нет, подтвердить сложно.

С Яковым связана и другая история. Якобы Сталину сообщили, что гитлеровцы через шведский Красный Крест обратились с предложением обменять его сына на плененного фельдмаршала Паулюса. На это «вождь народов» ответил: «Я лейтенантов на маршалов не меняю».