Вадим БРУСЯНИН. "БАНИОНИС УВЕЗ РЕЦЕПТ ДОМАШНЕГО ВИНА…"

На модерации Отложенный

Хочу предложить уважаемой публике еще один очерк Вадима Брусянина, в котором он пишет о своей встрече с Донатосом Банионисом

 

 

  Вадим БРУСЯНИН

 БАНИОНИС УВЕЗ РЕЦЕПТ ДОМАШНЕГО ВИНА…

 

В марте 1981 года Ленинградское отделение Всесоюзного бюро пропаганды киноискусства договорилось с Донатасом Банионисом о проведении в нашем городе нескольких творческих встреч со зрителями. Организаторы выступлений прекрасно знали его как артиста кино, немного были осведомлены о сценических работах мастера в Паневежисском театре, но совершенно не представляли, может ли он общаться с публикой, контактен ли, да и не будет ли мешать ему сильный акцент. И, чтобы подстраховаться, попросили меня, много лет сотрудничающего с бюро, все дни быть с Банионисом: предварять выходы на сцену, вести его вечера и, как говорится, быть под рукой - на всякий случай.
 
Залы, в которые приезжал Донатас, - Дворца молодежи, Дворца культуры имени С.М.Кирова и Дворца культуры имени Ф.Э.Дзержинского, Дома культуры имени Карла Маркса – были всегда переполнены. «Никто не хотел умирать», «Мертвый сезон», «Солярис», «Гойя», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Бетховен – дни жизни», «Король Лир», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Приключения принца Флоризеля» - эти фильмы сделали свое дело. Но, как выяснилось, пришедшим на встречу с Банионисом хотелось не столько смотреть фрагменты кинолент или узнать о новых работах артиста. Они вызывали его на обстоятельный разговор, задавали ему множество вопросов. Донатас принял правила игры: он размышлял, спорил, отстаивал собственную точку зрения по поводу тех или иных проблем. Я подсчитал: гость получил от ленинградцев около двухсот записок.
 
 
Баниониса спросили: «Какие черты характера человека вам больше всего нравятся?». Он ответил: «Честность, деликатность, умение считаться с жизненной позицией другого». Как он относится к славе? Донатас подумал и после небольшой паузы признался, что это приятное, но нелегкое испытание: все время чувствовать себя обязанным сделать больше уже сделанного – ведь чем больше работаешь, тем труднее… Из театров предпочтение отдает Большому драматическому, любимым актером назвал Михаила Ульянова. Жан Габен и Джек Николсон – самые почитаемые из иностранных. Как кинорежиссер ему нравится Никита Михалков. С Андреем Тарковским ему очень нелегко работалось в «Солярисе», но философичность творчества его вызывает уважение. Высоко ценит поэзию Булата Окуджавы. 
 
 
Была и такая реплика: «Ваш Бетховен жалок и слаб.
Как же вы не побоялись тем самым снизить облик создателя гениальной Девятой симфонии? Нет ли здесь противоречия?». Зал услышал решительное: «Нет! Бетховен в пору создания своего шедевра действительно переживал страшную трагедию. Его покинули друзья. Он, композитор, полностью лишился слуха. Но, видимо, именно эти удары судьбы мобилизовали его волю и помогли выразить себя в такой нечеловеческой музыке. В этом есть своя жизненная закономерность, и мне было чрезвычайно интересно показать, как человек преодолевает самого себя». 
 
 
Между двумя встречами выдался небольшой антракт, и мы решили пообедать в ресторане гостиницы «Гавань». Там был перерыв, и никого не пускали, но официанты узнали Баниониса и смилостивились. Посадили за стол, принесли меню, а ему - через какое-то время - и бутылку «Шампанского» от засидевшихся за соседним столом поклонников.  
 
 
Уезжал Банионис поздно вечером. До поезда оставалось часа три, и я предложил Донатасу заехать ко мне домой. Через несколько минут мы были у меня на Пушкинской. Ужинали. Банионису очень понравилось наше домашнее сухое вино, и он попросил дать рецепт. Кстати, быть может, этот рецепт кого-нибудь заинтересует? Вот он: закваску от старого, уже выпитого вина, полкилограмма смолотого на мясорубке изюма и килограмм сахарного песка заливаете тремя литрами воды. Через месяц эту смесь пропускаете через бумажный фильтр и разливаете в бутылки: вино готово! Прозрачное, вкусное, освежающее…
 
 
Уехал Банионис «Красной стрелой» в Москву – по делам Паневежисского театра, которым руководил после ухода из жизни Юозаса Мильтиниса, его основавшего.
 
 
 

И традиционная просьба в конце.

Для тех, кому понравилось, не сочтите за труд написать пару строчек в его блоге. Его владение компьютером ограничивается написанием текстов, и иногда он. с помощью своих домашних посещает Всемирную Паутину, но лишь свою страницу.

Может быть, если он встретит теплый приём, то, когда-то и освоит Интернет и среди нас будет одним хорошим и интересным человеком больше.

Адрес его статьи в блоге ВОТ, она отличается только картинками и качеством верстки, так что можете там не читать, просто пару слов автору.